Рыбаки строят флот. Траулер "Печора"

Компании: "Tersan Shipping", Inc.
- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 5325 раз   |
Рыбопромысловая тема на гребне волны популярности. Старение отечественного флота, заявления российских верфей, которые готовы активно включиться в строительство промыслового флота, – все это вылилось в закон о "квотах под киль".
Но не все участники рынка восприняли законодательную инициативу дружественно.
 В первую очередь, недовольны законом небольшие рыбколхозы и артели, которые и без того балансировали на грани разорения. Впрочем, это только мнение – объективная оценка инициативы будет ясна несколько позднее.

Но несмотря на финансовый кризис, санкции и прочие трудности, рыбаки флот строят. Правда, не на российских предприятиях, не по российским проектам и не с отечественной "начинкой", но движение в этой области есть.

Мурманские компании ЗАО "Таурус" и ЗАО "Мурмансельдь 2" обзавелись новыми траулерами "Таурус" и "Мирах" соответственно постройки старейшей хорватской верфи Uljanik Brodogradiliste D.D., в городе Пула. Подробнее о "Таурусе" "Корабел" писал здесь: ["Рыбаки строят флот. Новый траулер для компании "Таурус"].

Наконец, 8 сентября 2015 года на турецкой судоверфи Tersan Tersanecilik Sanayi Ve Ticaret A.S. в Стамбуле был спущен на воду новый траулер для НО "Ненецкий рыбакколхозсоюз" по проекту ST-116 компании Skipsteknisk (Норвегия).
 
Верфь Tersan Shipyard / Tersan Shipyard
 
Наследие Архангельского рыбакколхозсоюза
 
В свободное плавание НО "Ненецкий рыбакколхозсоюз" ушел в 1997 году, когда печорские рыболовецкие колхозы выделись в отдельную структуру.
В наследство Ненецкому рыбакколхозсоюзу достались несколько СРТМ, два из которых, "Сояна" и "Конаково", были переоборудованы в ярусоловы.
Работали суда в северных морях до 2003 года. Как рассказывает председатель Ненецкого рыбакколхозсоюза Алексей Дитятев, потом резко подорожало топливо, и от них пришлось отказаться.

Затем, как и все "рыбаки", не гнушались "секонд-хендом". Уже в "нулевых" в рыбакколхозсоюзе появились суда класса ПСТ – посольно-свежевые траулеры. Первое судно этой серии – "Норильск" – отходило несколько путин и было списано. Второе – "Заполярье" – работает и по сей день. Вместе с СРТМ "Несь" и "Серпухов" они составляют рыболовный флот Ненецкого автономного округа.
 
Турецкий новичок

16 февраля 2015 года на судоверфи Tersan состоялась церемония резки металла под закладку нового рыболовецкого судна для рыбакколхозсоюза "Печора". 

Готовый корпус был спущен 8 сентября. По планам, в море новый траулер должен выйти в 2016 году. Зарегистрировано судно будет в Нарьян-Марском морском порту, но базироваться и осуществлять промысел "Печора" станет в Баренцевом море.
Траулер "Печора" / Skipsteknisk

Технические характеристики траулера "Печора":
  • длина, м – ок.60;
  • ширина, м – 15;
  • объем переработки продукции, т/сут – 70;
  • вместимость трюмов, т – 660;
  • экипаж, чел – 28.

Для строительства нового судна Ненецкий рыбакколхозсоюз привлек заемные средства банка ВТБ объемом 71,5 млн норвежских крон на полтора года.

Возможности нового судна по переработке продукции в 4-5 раз больше, нежели на всех работающих судах компании. Ровно как и по вместимости трюмов – "Печора" превосходит все СРТМ и ПСТ в три раза.
Губернатор Ненецкого автономного округа Олег Белак: "Этого траулера должно хватить, чтобы закрыть потребности небольшого региона, такого как наш. Либо в какой-то степени насытить рынок Северо-Запада. Но не более того. Безусловно, для обеспечения рыбной продукцией в полной мере нужен, конечно, и более мощный траулер. Но еще раз хочу сказать, что этот траулер в том каботаже, в том оснащении, которое сейчас есть, и для Ненецкого рыбакколхозсоюза, и для региона в целом — очень знаковое и очень примечательное событие".
Уровень автоматизации труда рыбаков на новом траулере также на современном уровне, и сравнивать его с судами проекта 50-х годов нет смысла. Ручной труд на "Печоре" останется только на укладке тушек в брикеты. Пока было решено приспособить судно под так называемую "б/г" ("тушка без головы"), но впоследствии не исключена установка на судне линии по изготовлению рыбного филе.
С вводом в строй нового траулера два работающих судна компании пойдут "на иголки". Самое молодое – СРТМ "Несь" постройки 1994 года — останется для освоения прибрежной квоты.
 
Траулер "Печора" /Skipsteknisk

О роли государства в строительстве флота и о роли квот в этом процессе поведал губернатор Ненецкого автономного округа Олег Белак:
"Сразу хочу сказать, что без поддержки государства ничего бы не вышло. В 2004 году Россия определила в рыболовной отрасли правила игры — ввела квоты. С тех пор мы знаем заранее, сколько рыбы по квотам сможем выловить на ближайшие десять лет. Это помогает строить планы и иметь представление о возможном доходе. Поэтому мы и можем себе позволить привлечь кредитные средства и вложить свои. Возможно, с 2018 года появится возможность заключать договора на вылов до 25 лет".

Азарт в рыбалке – это 90% процесса, и все рыбаки хотят ловить больше рыбы. Рассказывая о ближайших планах, Алексей Дитятев сказал: "Построив пароход ["Печору"], нам надо думать о более глубокой переработке выловленной рыбы. Если будет выделяться прибрежная квота, мы, возможно, будем прорабатывать возможность приобретения судна для освоения прибрежной квоты".

В итоге, можно сделать двоякие выводы. С одной стороны, строительство нового траулера в сегодняшних условиях – это еще один шаг к обеспечению продовольственной безопасности, о которой все чаще говорят после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. С другой – строительство судна на турецкой верфи и по норвежскому проекту – импортозамещение весьма сомнительное.

Вот и приходится выбирать – или продовольствие, или импортозамещение. Во всяком случае, пока в отечественном рыболовстве дело обстоит так.

Редакция выражает благодарность за сотрудничество и предоставление материалов для статьи департаменту региональной политики Ненецкого автономного округа и лично пресс-секретарю департамента природных ресурсов и АПК НАО - Евгению Тимофееву.
 

Наши новости в Telegram

Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью
"Tersan Shipping", Inc. Турция, Стамбул+90(216)447-28-22


Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Михаил К., 20.10.2015, 11:57Все это хорошо, а рыба-то на прилавках по приемлемой цене будет? Я пенсионер уже, рыбу люблю.
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 21.10.2015, 20:12Что мы видим? Грандиозное достижение инженерной мысли - увеличенный вариант советского траулера проекта 1332. А где же прогресс и новейшие западные технологии? Это норвежско-турецкое  "чудо техники" явно приплыло из 1975 года.
-0+
#Хахам Александр, 03.11.2015, 13:59Корпус траулера модернизировать сложновато. Вопрос "начинки"?

Предыдущая новость