Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова
Проекты: 11356
- A + КомментарииПрочитано 10145 раз   |
На протяжении шести лет мы следили за судьбой недостроенных фрегатов проекта 11356. Кто-то обещал их достроить, кто-то порезать, но итогом эпопеи стала их продажа. И это довольно неплохо: покупатель в лице Индии получит прекрасные корабли, а Россия полностью сосредоточится на постройке фрегатов 22350 для своего ВМФ.
25 сентября стало известно, что индийская сторона внесла деньги за постройку фрегатов проекта 11356 в России. Об этом сообщило информагентство "Интерфакс" со ссылкой на заявление президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова. По его словам, ОСК получила деньги в полном объеме и готова выполнить контракт для Индии. "Надеемся, что в ближайший месяц корпуса будут подняты на стапель", - отметил глава корпорации.
 
Недостроенные фрегаты проекта 11356 на судостроительном заводе "Янтарь" / Livefist

К этому заявлению можно оставить только один комментарий - ну наконец! И с облечением выдохнуть. Это означает, что близка к завершению эпопея с постройкой второй тройки фрегатов проекта 11356, первоначально предназнавшихся для Военно-морского флота России. Только на этот раз их заказчиком выступило индийское военное ведомство. 

В глубь истории

Чтобы вас не запутать, предлагаем окунуться в глубь истории, в 2010 год. Именно тогда был заложен первый фрегат проекта 11356 "Северного ПКБ" "Адмирал Григорович", предназначенный для Черноморского флота. Затем было заложено еще четыре корабля, получивших имена в честь прославленных российских флотоводцев: "Адмирал Эссен", Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин". Также велась постройка шестого корабля, получившего имя "Адмирал Корнилов", но официальной закладки не было. Сам проект, по сути, представляет из себя модификацию кораблей проекта 11356, построенных на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" и "Балтийском заводе" с 1999 по 2013 годы. И они тоже были дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М, строившихся для погранслужбы и ВМФ СССР в период с 1968 по 1992 годы. 
 
Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

Теперь отправимся еще дальше в историю, в 1997 год. Именно тогда был подписан контракт между Россией и Индией на поставку трех многоцелевых фрегатов, стоимостью в $1 млрд. Проект 11356 был разработан Северным ПКБ в расчете на экспортные поставки и как видите - это сработало. Первый корабль был заложен в 1999 году. Всего иностранными партнёрами было заказано шесть кораблей. Первая тройка строилась на "Балтийском заводе" под именами "Talwar" ("Меч"), "Trishul" ("Трезубец"), "Tabar" ("Топор"). Вторую тройку построил "Янтарь". Они получили имена "Teg" ("Сабля"), "Tarkash" ("Колчан") и "Trikand" ("Лук").
 
Фрегат "Talwar" постройки "Балтийского завода" / "Википедия"

Корабли этого проекта стали первыми представителями индийского флота, построенными с применением стелс-технологий и оснащенными установкой вертикального пуска ракет. И если первая тройка была оснащена противокорабельным ракетным комплексом Club-N, состоящим из пусковой установки 3С-14 вместимостью до 8 ракет, то на второй тройке ракеты Club были заменены на сверхзвуковые крылатые ракеты "БраМос" российско-индийской разработки, которые размещаются в той же установке вертикального пуска.

По словам высокопоставленного источника "Корабел.ру" в индийских ВМС, пожелавшего остаться анонимным, корабли проекта 11356 показали превосходные результаты с момента их введения в эксплуатацию в 2002 году. Многие старшие офицеры говорят, что это самые совершенные корабли, которые есть у ВМС Индии с правильной комбинацией возможностей противовоздушной, противолодочной и противокорабельной обороны. Эти корабли на порядок превосходят другие корабли входящие в состав индийского флота.
 
Фрегат "Trikand" постройки Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" / "Википедия"

До Крыма

Как мы уже упомянули выше, в 2010 году был заложен первый корабль проекта 11356, предназначенный для Черноморского флота ВМФ России. Он получил имя "Адмирал Григорович". Новые фрегаты унаследовали лучшие свойства своих предшественников, при этом вооружение и электронное оснащение стало более технологически совершенным. В отличие от сторожевых кораблей 1135 и 1135М, имеющих противолодочную специализацию, новые фрегаты стали универсальными многоцелевыми кораблями. Главным ударным вооружением стали универсальные пусковые установки 3С14, способные использовать ракеты "Калибр".

На кораблях этого проекта традиционно устанавливалась газотурбинная установка (ГТУ) М7Н.1Э от предприятия "Зоря"-"Машпроект" (г.Николаев, Украина). Он состоял из четырех газовых турбин и пяти редукторов, расположенных в двух машинных отделениях. В маршевом отделении размещаются две турбины экономического хода ДС-71 с двумя редукторами РО63 и вспомогательным редуктором Р1063, позволяющим каждой турбине работать сразу на оба винта. В форсажном отделении размещаются две турбины полного хода ТД-59.1 и два односкоростных редуктора РО58. Установка построена по схеме COGOG (с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей). 

До 2014 года ПСЗ "Янтарь" получил три комплекта газотурбинной техники для первой тройки строящихся для ВМФ РФ кораблей. В номенклатуру поставки входили газотурбинные двигатели, редукторы и комплекты запасных частей.
 
Фрегат "Адмирал Григорович" / "Янтарь", ПСЗ

После Крыма

После воссоединения России с Крымом новое руководство Службы безопасности Украины официально запретило николаевскому предприятию ("Зоря"-"Машпроект") поставлять в Россию вторую тройку ГТУ для фрегатов, из-за чего их постройка была заморожена. В 2015 году главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил журналистам, что из-за непоставки Украиной ГТУ для фрегатов проекта 11356 российский флот откажется от трех последних кораблей этого типа, а вместо них будут построены 18 малых ракетных кораблей проекта 22800. После этого высокопоставленные военные и чиновники неоднократно заявляли о том, что фрегаты все-таки будут достроены, но это были просто слова. Параллельно с их обещаниями то и дело проскакивала информация о возможности продажи этих кораблей Индии. Первая официальная информация об их будущем появилась только 25 сентября 2019 года. Стало известно, что ОСК получила деньги в полном объеме, и в ближайшее время начнется достройка кораблей. 
 
Фрегат "Адмирал Эссен" / "Янтарь", ПСЗ

Также за пару недель до заявления Алексея Рахманова на сайте украинского предприятия "Зоря"- "Машпроект" появилась любопытная информация:

"Зоря" – "Машпроект" подписало несколько контрактов с индийским заказчиком на поставку большого объема газотурбинной техники. Подписание контрактов состоялось 12 сентября в Дели (Индия). В номенклатуру поставок входят газотурбинные двигатели, редукторы, комплекты запасных частей. Оборудование предназначено для кораблей различного класса, входящих в состав ВМС Индии. Также подписанные контракты предусматривают проведение обучения индийских специалистов по эксплуатации газотурбинных установок и предоставления инженерной поддержки.

По условиям контрактов отгрузка и поставка продукции будут выполняться партиями. Первая поставка запланирована уже на декабрь 2019 года. В целом реализация контрактов предусматривается в течение всего следующего 2020 года".


Легко догадаться, что речь идет о тех самых М7Н.1Э для недостроенных фрегатов. Вот только подробности сделки не раскрываются, и здесь самое интересное, так как Украина в свое время получила от России деньги за эти ГТУ, но "товар" не поставила. Вполне возможно, что и этот вопрос был тоже "улажен".
 
Фрегат "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

В данный момент известно, что "Янтарь" достроит для Индии два уже спущенных на воду фрегата "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин". Два следующих корабля будут строиться в Индии на верфи "Goa Shipyard Ltd" при помощи наших специалистов. В настоящее время предприятие ожидает техдокументацию от "Северного ПКБ". Что будет с третьим фрегатом "Адмирал Истомин", неизвестно, но вполне возможно, его корпусные конструкции будут использованы при постройке одного из индийских кораблей. Будущее покажет. Кроме этого, есть информация, что при их достройке будут установлены 22 системы индийской постройки, среди которых навигационное оборудование, боевая информационная система, радиолокатор наземного наблюдения и гидролокатор DRDO HUMSA.

Также, по информации livefistdefence, в конце 2019 года, когда фрегаты будут подняты на стапель, на предприятие "Янтарь" прибудет команда ВМС Индии для оценки объема работ. 
 
Поделиться новостью
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Россия, Калининград+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"Северное ПКБ", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)784-73-44
"Балтийский завод", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект", ГП Украина, Николаев+38(0512) 49-71-31
"GOA Shipyard Limited", LTD Индия, Васко да Гама+91(832)251-21-52

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-1+
#Ковалев Александр, 11.10.2019, 21:38Уважаемому эксперту замечу, что украинский след всплывает всегда, как только российско-индийский проект сдвигается с очередной мертвой точки, причина которой как всегда в деньгах. Вульгарная версия присутсивия укаринских интересов в сфере, которая уже не является её монополией (комплект турбир российского пролизводства на 4 и 5 борта 11356 находятся на заводе, включая редукторные установки и системы управления) уже просто становятся неуместными. Ни один участник оборонного сотрудничества не будет мелочниться на дешёвых предложениях с украинской стороны, потому что обороная продукция продается с кооперацией и гарантийным обеспечением, которое может предложить роосийское оборонное ведомство. Расплачиваться за компанию, которая строит свои планы на скорую продажу китайским инвесторам по цене утиля, никто в индийских кабинетах в трезвом уме не станет.
Простите, рыбу надо жарит дома..

Предыдущая новость