Российское присутствие в Арктике под угрозой

События.   11:10 01.04.2004   // аналитика
- A + КомментарииПрочитано 577 раз   |
В конце прошлой недели два атомных ледокола ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) были оборудованы новой системой физической защиты, которая предназначена для предотвращения несанкционированного проникновения на борт судна и в его помещения. Тем не менее неудовлетворительное техническое состояние ледоколов пароходства вызывает все большее беспокойство специалистов. В настоящее время в управлении Мурманского морского пароходства находятся 8 атомных ледоколов. Но часть судов уже морально устарела, а часть вообще не может эксплуатироваться. В этих условиях под угрозой оказывается не только экологическое состояние северных морей, но и стратегическое присутствие России в Арктике. Острота вопроса только возрастает в свете появившейся информации о возможной покупке акций ММП иностранными инвесторами. Проблему можно было решить, создав для управления ледокольным флотом специальное унитарное предприятие. Но никаких конкретных разработок в этом отношении пока нет, что только на руку возможным иностранным покупателям.


На сегодняшний день Северный морской путь (СМП) является важнейшей частью инфраструктуры Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. Для некоторых районов Арктики морской транспорт – единственное средство перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. В то же время СМП является альтернативным и кратчайшим водным путем между странами Европы и северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), северо-западным побережьем США и Канады. Устойчивые перевозки по трассе СМП обеспечивает ледокольный флот, который закреплен в федеральной собственности и с 1998 г. передан в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство». При этом ММП –единственная российская судоходная компания, способная активно работать в Арктике круглый год. В основном пароходство доставляет грузы ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Апатит», ОАО «ЮКОС», ОАО «НК «Роснефть», ОАО«ЛУКОЙЛ», ОАО «Архангельскгеолдобыча», обеспечивает выполнение программы Северного завоза. В прошлом году объем всех грузоперевозок ММП возрос почти на 33% в сравнении с 2002 г. и составил 9,1 млн т. Фактически пароходство имеет монополию на стратегическом рынке ледокольных проводок.

Однако в последнее время все чаще стал подниматься вопрос о том, что часть находящихся в управлении ММП судов не отвечает техническим требованиям. По информации ММП, в доверительном управлении пароходства сейчас находятся 8 атомных ледоколов, 2 дизель-электрических ледокола, 6 судов атомно-технологического обеспечения (АТО) и атомный лихтеровоз «Севморпуть». Из атомных ледоколов в эксплуатации находятся 6 (один из них в ремонте), атомные ледоколы «Ленин», «Сибирь» выведены из эксплуатации. Причем из пяти действующих ледоколов три были построены в 70-х гг., а два – в конце 80-х гг. В течение 2002–2003 гг. ММП были приобретены 7 судов, в том числе 1 ледокол, 5 танкеров и 1 балкер. Однако большинство приобретаемых ММП в последнее время судов далеко не новые. В частности, в прошлом году пароходство приобрело арктический ледокол, построенный в 1983 г., и 3 нефтеналивных танкера ледового класса: «Варзуга» (1976 г.), «Индига» (1977 г.) и «Хатанга» (1987 г.). Не удивительно, что ряд специалистов начинают бить тревогу, опасаясь последствий аварии нефтяного танкера в арктических водах.

В настоящее время ММП контролируют частные лица. В федеральной собственности находится 25,5% акций пароходства, 14,87% – у миноритарных акционеров, а оставшиеся 59,63% принадлежат ООО «Севморпуть-капитал». 95% акций ООО «Севморпуть-капитал» принадлежит ООО «Арктикбункер», владельцем которого является Николай Владимирович Куликов – бывший председатель совета директоров ОАО «ММП». Поэтому вполне естественно, что пароходство не может не принимать во внимание вопрос рентабельности бизнеса. В настоящее время новые суда приобретаются исключительно на средства компании, а следовательно, приходится действовать в условиях некоторой экономии и идти на покупку уже бывших в использовании судов. «Для строительства нового ледокольного флота необходимо участие государства, грузовладельцев, заинтересованных в инвестировании программы строительства ледоколов, – сказал RBC daily генеральный директор ММП Александр Медведев. – Пока же в этом процессе принимает участие только Мурманское морское пароходство».

Сейчас в целях продления срока службы ледоколов реализуется программа продления ресурса действующих судов (утверждена Госатомнадзором РФ, Минатомом РФ и Российским морским регистром судоходства), гарантирующая до 2015 г. полноценное ледокольное обеспечение транспортной деятельности на трассах СМП. «Планом стратегического развития ОАО «ММП» на период до 2015 г. предусмотрено обновление сухогрузного флота, строительство танкеров, создание новых транспортно-технологических систем по транспортировке различных грузов (в том числе и транзитных перевозок по трассе Северного морского пути), а также строительство береговых объектов по перевалке углеводородного сырья», – пояснил Александр Медведев. Проектирование и строительство новых атомоходов займет не менее 7–8 лет, что позволит в лучшем случае ввести новострой (двухосадочный ледокол) в состав действующего флота не ранее 2012 г., а последний из такой серии – в 2020 г., и это при условии начала работ уже в настоящее время.

Тем не менее, несмотря на некоторые подвижки в данном вопросе, проблема износа ледокольного флота, находящегося в управлении ММП, вызывает все большую обеспокоенность. Особенно в свете появившейся на рынке информации о возможной продаже ММП иностранным инвесторам. В самой компании эту информацию не подтверждают. Основными владельцами акций ММП являются Минимущества РФ и ООО «Севморпуть-капитал». «Однако решения основных держателей акций компании о продаже какого-либо пакета не существует ни в планах, ни на бумаге, – сказал Александр Медведев. – Остальные акции принадлежат физическим лицам, и вряд ли эти они заинтересуют иностранных инвесторов». Но так как влияние государства на принятие решений о судьбе ММП (как, впрочем, и самого руководства ММП в лице г-на Медведева) достаточно слабо, не исключено, что при предложении выгодной цены определенное количество акций пароходства может уйти за рубеж. Легко представить, что в этом случае государство практически не будет участвовать в судьбе СМП, потеряет влияние на арктические регионы и действующие там частные компании. Мнение главного акционера ММП ООО «Севморпуть-капитал» и лично г-на Куликова Н.В., по вопросу продажи акций ММП иностранным компаниям остается тайной. Связаться с ним не удалось.

В этих условиях все более очевидной становится необходимость прекращения доверительного управления и создания специального унитарного предприятия по управлению ледокольным флотом России. Это помогло бы хотя бы частично решить проблему контроля России за перевозками по СМП, проблему безопасной эксплуатации атомных ледоколов, усилить государственное влияние в сфере закупки новых судов. Однако на сегодняшний день нет ни одного резонного, подкрепленного экономическими или научными проработками обоснования срочной необходимости смены формы ныне действующего управления ледокольным флотом. И, по всей видимости, в ближайшей перспективе такого обоснования не предвидится: система управления уже сложилась, и менять ее пока никому не с руки. Таким образом, ситуация складывается как раз в пользу потенциальных иностранных инвесторов, которым в нынешней ситуации гораздо проще будет пролоббировать свои интересы.

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость