реклама

Роботизированный катамаран для изучения подводного мира разработали иркутские студенты и аспиранты

0 761 2 мин
Аспиранты и студенты кафедры радиоэлектроники и телекоммуникационных систем Физико-технического института Иркутского национального исследовательского технического университета второй год работают над созданием роботозированного многоцелевого катамарана, который позволит в автономном режиме проводить подводные научно-исследовательские, геолого-разведочные, поисково-спасательные работы, а также экологический мониторинг. Проект стал победителем конкурса научных грантов ИРНИТУ и получил финансовую поддержку в объеме 215 тыс. рублей.
Как рассказал автор проекта аспирант третьего курса ФТИ Дмитрий Ченский, катамаран будет сделан из легких прочных материалов, его вес составит около 50 кг. Научно-исследовательское судно не предусматривает наличие на нем людей. На катамаране будет установлено оборудование, общий вес приборов более 300 кг.

"Над разработкой катамарана работает авторский коллектив в составе квалифицированных программистов и электронщиков, который уже имеет опыт создания научного оборудования и программного обеспечения к нему. Ранее на кафедре были разработаны гидролокатор бокового обзора, профилограф, автономная донная станция, телекоммуникационная GSM система удаленного мониторинга. На средства, выделенные вузом, приобретены 6 гибких солнечных модулей, которые будут установлены на палубе катамарана. Солнечные батареи должны вырабатывать 600 ватт энергии, чтобы обеспечить движение катамарана и работу научного оборудования. На катамаре планируется разместить следующую аппаратуру: профилогроф, датчик измерения гидрофизических и гидрохимических параметров, метеостанцию и спаркер. Эти приборы помогут нам более детально изучить структуру и рельеф донных осадков водоемов, содержание кислорода, метана, проводимость и температуру", - рассказал Д. Ченский. 

По словам аспиранта Д. Ченского, преимуществом роботизированного катамарана является то, что его эксплуатация значительно дешевле. Роботизированная платформа не причиняет вреда окружающей среде и управляется с берега в районе 10-15 км. Катамаран будет обеспечен двумя электронными системами – одна отвечает за работоспособность судна, вторая за сбор и передачу данных приборов. Разработчиками обеих систем являются молодые сотрудники НИЛ радиофизики, также они авторы всего программного обеспечения. Системы работают автономно, и в случае неисправности одной из них, другая останется рабочей. 

Электронные системы роботизированного катамарана обеспечивают: навигацию судна через GPS, энергообеспечение, автоматическое и дистанционное управление движением судна, управление сбором данных, передачу и прием данных по радиоканалу, аварийный поиск аппарата. 

"Так как мы сами собрали электронику, то на катамаране можем разместить и подключить к системам любое научное оборудование", - подчеркивает Д.Ченский. – С помощью роботозированной платформы можно исследовать озеро Байкал, водохранилища и реки. Испытания катамарана запланированы на конец мая", - сообщил Д.Ченский. 

В процессе работы над созданием катамарана молодые сотрудники создают уменьшенные копии сложного научного оборудования. Инженер-исследователь НИЧ ИРНИТУ Андрей Безрукин и аспирант кафедры радиоэлектроники и телекоммуникационных систем Дмитрий Токмачев за год собрали мелководный вариант гидролокатора бокового обзора. Он может исследовать дно водоема глубиной до 300 метров с полосой обзора до 1000 метров. Гидролокатор уже прошел тестовое испытание и подтвердил свои высокие технические характеристики, передает пресс-служба ИРНИТУ.

Проект будет представлен на Startup Tour, организуемый Фондом "Сколково", который пройдет 1-2 февраля на территории Технопарка ИРНИТУ при поддержке областного правительства и администрации города Иркутска.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Активисты "Восточного Порта" помогли подготовить Парк Победы к главному празднику страны
18:49 / порты