реклама

Пропульсивная система Azipod®: покорение льдов

1 2146 4 мин
Там, где суровые зимы, для бесперебойной работы морских судов необходимы самые надежные технологии. За 30 лет система Azipod® доказала, что справляется с этой задачей – в самых холодных уголках планеты все пути открыты для транспортировки и людей, и любых товаров.
Пропульсивная система Azipod®: покорение льдов / Фото: Пресс-центр "ABB"

Революционная с момента изобретения и по сегодняшний день технология Azipod® продолжает открывать новые возможности и покорять льды. Сегодня в мире с использованием винторулевых колонок (ВРК) Azipod® работает более 90 судов ледового класса, демонстрируя эволюцию технологий в сторону большей мощности и эффективности.

Суда ледового класса с системой Azipod® обладают так называемой функцией "двойного действия", т. е. судно идет носом вперед в открытой воде и кормой вперед – в тяжелых ледовых условиях. Винты измельчают подводную часть ледяного тороса, открывая канал. Поток воды, создаваемый гребными винтами, омывает корпус, позволяя судну легко двигаться вперед. Суда двойного действия могут работать в скованных льдом морях без помощи ледокола, сохраняя высокую скорость и экономный расход энергии.

"Суда с топливосберегающей пропульсивной системой Azipod® могут прокладывать каналы эффективнее, чем ледоколы с традиционной валолинией. Это позволяет судам, идущим позади, также снизить расход топлива. Система Azipod® не выделяет никаких загрязнений, оставляя за собой только чистую воду", — комментирует Сакари Сорсимо (Sakari Sorsimo), руководитель ледового сегмента подразделения ABB "Морская промышленность".

Технология для суровых условий

Идея создания винторулевой двигательной установки, которая может работать во льдах, возникла в Финляндии в 1970-х годах. Ледовые испытания на верфи "Квернер Маса-Ярдс" (Kvaerner Masa Yards) в г. Хельсинки помогли инженерам понять, какой именно должна быть винторулевая колонка для судов ледового класса и ледоколов.

В 1991 году ВРК Azipod® была установлена на ледовое судно обслуживания навигационных путей "Seili". В 1993 году система Azipod® была установлена на танкер "Uikku". Благодаря высокой ледопроходимости танкер "Uikku" стал первым советским торговым судном, прошедшим весь Северный морской путь в 1997 году.

После успешного проекта "Uikku" российская горнодобывающая компания "Норильский никель" заинтересовалась возможностью использования ледокольных балкеров с целью избежать дорогостоящего ледокольного сопровождения. Инвестиции в новую технологию окупились: балкерные суда начали работать без ледоколов в 2006 году.
 
Судно, оборудованное системой Azipod®, принадлежащее компании "Норильский никель" / Фото: Пресс-центр "ABB"

Далее последовали другие технические и коммерческие разработки. В 2014 году был подписан значимый контракт: ABB получила заказ на поставку системы электродвижения и пропульсивной системы для 15 танкеров, спроектированных специально для круглогодичной транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) крупнейшего российского экспортно-ориентированного проекта "Ямал СПГ".

В 2017 году первый в мире ледокольный газовоз "Кристоф де Маржери" (Christophe de Margerie), компании "Совкомфлот" прошел Северный морской путь без помощи ледокола за 19 дней. "Винторулевые колонки Azipod® обеспечивают судам "Совкомфлота" высокую ледопроходимость и маневренность, что критично важно для эффективного и безопасного судоходства в тяжелых ледовых условиях, — комментирует генеральный директор и председатель Правления ПАО "Совкомфлот" Игорь Тонковидов.

Первый ледокольный газовоз 
 
Первый ледокольный газовоз "Кристоф Де Маржери" компании ПАО "Совкомфлот" / Фото: Пресс-центр "ABB"

В 2020 году ABB получила заказ для проекта "Арктик СПГ-2", заключив контракт на поставку силовой установки и пропульсивной системы для шести новых газовозов, предназначенных для транспортировки груза по Северному морскому пути. Все шесть судов планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году. Танкеры класса ARC7 будут оснащены тремя самыми большими и мощными ВРК Azipod®, которые когда-либо поставлялись для судов, работающих во льдах. Пропульсивная система каждого судна будет иметь общую мощность 51 МВт, что сопоставимо с мощностью атомного ледокола.

Северный морской путь – одна из важнейших судоходных артерий планеты. Маршрут через Арктику на 30% быстрее, чем альтернативный Европейско-Азиатский через Суэцкий канал, соответственно меньше расход топлива и меньше объем выбросов.

Выдающиеся ледоколы

В 2017 году в эксплуатацию был введен ледокол "Polaris", охарактеризованный, как "самый экологичный ледокол в мире", работающий на СПГ. Судно "Polaris" оснащено тремя ВРК Azipod®: две в корме и одна в носу. Капитан "Polaris" Паси Ярвелин (Pasi Järvelin) дал высокую оценку работоспособности судна после первых месяцев в море: "Polaris" намного маневреннее, чем любой другой ледокол. Управляемость обеспечивается двумя ВРК Azipod® в кормовой части и отличным помощником при маневрировании во льдах оказалась третья ВРК Azipod®, установленная в носовой части".

В 2018 году исследовательское судно Xue Long 2 стало первым судном ледового класса, построенным в Китае и оснащенным установкой Azipod®. "Две главные цели проекта "Xue Long 2" – максимальная гибкость и долговечность", — комментирует Ронг Хуанг (Rong Huang), главный инженер и конструктор Китайского института полярных исследований. Говоря о пропульсивной установке Azipod®, он добавил, что благодаря ей судно может выполнять свои задачи в различных ледовых условиях Арктики и Антарктики "с максимально возможной регулярностью".

Ледокол KV Svalbard на Северном полюсе
 
Ледокол KV Svalbard на Северном полюсе / Фото: Пресс-центр "ABB"

В 2019 году судно норвежской береговой охраны "KV Svalbard" стало первым судном с ВРК Azipod®, достигшим Северного полюса. Цель экспедиции была составить температурную карту воды в Арктике. "Мы понимаем, что это регион с самыми экстремальными ледовыми условиями на планете. Успешная миссия с учетом физических параметров и параметров внешней среды, — это значимое достижение", — говорит Андреас Кьёль (Andreas Kjøl), сотрудник Норвежской береговой охраны.

"Мы смогли пройти арктические воды и достичь Северного полюса быстрее, чем мы думали, — сообщил Оттар Хауген (Ottar Haugen), глава Норвежской береговой охраны. "Для нас это значимое событие и доказательство того, что теперь в нашем флоте есть судно, оснащенное надежной пропульсивной системой, которая позволяет работать в самых суровых ледовых условиях — вплоть до Северного полюса".

Не менее значимый проект был реализован на другой стороне Атлантики: в 2019 году компания ABB заключила контракт на поставку Azipod® для судна береговой охраны США, в рамках программы "Polar Security Cutter (PSC)" (замена стареющего флота береговой охраны США). Новое судно заменит ледокол "Mackinaw", оснащенный двумя блоками Azipod®, успешно работающий на Великих озерах Северной Америки более 15-лет.  

Надежные технологии – устойчивое развитие

На протяжении 30 лет винторулевая колонка Azipod® является предпочтительным выбором для судов ледового плавания и ледоколов благодаря способности сокращать расход топлива и объем вредных выбросов. "Мы стремимся поддерживать развивающуюся арктическую морскую промышленность с помощью наших передовых технологий, которые на протяжении многих лет доказали, что способны обеспечить безопасную, надежную работу и круглогодичную транспортировку грузов по Северному морскому пути", — подтверждает Юха Коскела (Juha Koskela), руководитель подразделения "Морская промышленность" компании АВВ.
"ABB", Ltd Москва
+7(495)777-22-20



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Д С, 22.10.2021, 15:08Рисков дистанционного отключения преобразователей частоты для азиподов никто не отменял.
 
Сейчас понакупим судов высокого ледового класса, а потом, в один прекрасный момент, как «Газпрому» принудительно отключат импортную технику через спутник ...
 
А ремонтировать винто-рулевую колонку газовозы будут ходить в Европу ...
 
Давайте, давайте, загоняйте себя глубже
Свежие новости
Ключевые проекты ААНИИ представили председателю правительства РФ
09:42 / события