Петровская "Полтава" и музейный комплекс в Лахте

- A + КомментарииПрочитано 5330 раз   |
Огромное количество великовозрастных дубов везут в Санкт-Петербург буквально со всей страны. Именно здесь, в яхт-клубе Лахты на верфи «Полтава» идет практически беспрецедентное для нашей страны строительство. Буквально уже через два с половиной года жители и гости Северной столицы смогут увидеть, каким на самом деле был легендарный корабль Петра I «Полтава». На территории клуба будет реализован масштабный проект — музейный комплекс. Именно его главной частью и станет линейный корабль.
Сегодня строительные работы идут полным ходом. Практически готова уже половина основания корабля. Как нам рассказали на верфи, сделано уже 20 шпангоутов, а всего их будет 50. На данный момент никто уже не сомневается в том, что такой сложный проект все-таки удастся реализовать. Но на начальных этапах, из-за недостаточности информации и отсутствия полноценных чертежей историкам и конструкторам пришлось потрудиться. Ведь кроме гравюры Пикарта, дающей представление о внешнем виде корабля и его кормовом украшении, практически ничего не было.
«Полтава» — русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга, в строительстве которого принимал участие лично Петр I. Был спущен на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. Проект «Полтавы»был разработан к концу 1709 года лично Петром I при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. При проектировании оба кораблестроителя использовали новейшие достижения современной им отечественной и иностранной кораблестроительной практики.

Корабль входил в состав Балтийского флота. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве. Во время своей службы (1712-1732гг.), до окончания Великой Северной войны «Полтава» принимала участие в шести морских кампаниях; позднее участвовала в практических плаваниях кронштадтской эскадры в Балтийском море.

Характеристики «Полтавы»:

- длина корабля между штевнями – 34,6 м,
- длина по гондеку — 39,82 м,
- ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась -11,69 м,
- глубина трюма (интрюма) - 4,6 м,
- водоизмещение - от 1100 до 1200 тонн.

Штатное вооружение корабля состояло из 54 пушек. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 18-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) — 12-фунтовые пушки и на шканцах — 3-фунтовые. В состав вооружения корабля, помимо 54 бортовых пушек, входила также пара резервных кормовых пушек. 

«Главная сложность — это полное отсутствие чертежей и крайне скудная информация о корабле. Когда занялись вплотную проектом «Полтавы», в Библиотеке Академии наук в папке Скляева — сподвижника Петра, корабельного мастера, капитана Преображенского полка — был найден чертеж мидель-шпангоута, при нем была приписка с размерениями корабля. Тогда других кораблей с такими размерениями не существовало, поэтому мы пришли к выводу, что это характеристики именно «Полтавы», - рассказал руководитель отдела научных исследований исторической верфи Филипп Кузьмичев.
"Полтава" / www.korabel.ru

Потом по английской системе постройки чертежей 18 века был сделан эскизный проект. Его разработкой занимались специалисты Дизайн-бюро «Рикошет». По словам его генерального директора, Юрия Александровича Ситникова, когда корабль будет полностью готов, то мало кто из историков сможет упрекнуть конструкторов и строителей - работа, проделанная для подготовки этого проекта, была колоссальной.

«Когда мы приступили к воссозданию этого корабля, информации появилось больше, поэтому, нам кажется, что это будет более достоверная реконструкция. Данная тема сегодня, безусловно, престижная, однако есть и определенная специфика. Например, ты проделал уже определенную часть работ, и тут поступает новая информация, исходя из которой, приходится все корректировать. Наш заказчик тоже отмечает, что это скорее не проектные работы, а НИОКР. Здесь все время открывается что-то новое. Это, конечно сроки затягивает, но в итоге мы понимаем, что получим максимально приближенную к реальности действующую модель», - об этом «Корабелу» Юрий Александрович рассказывал еще летом.

В 2013 году к «Рикошету» присоединились и специалисты собственного КБ исторической верфи. Его костяк составляют ведущие эксперты страны по деревянному судостроению.

Как отмечают на исторической верфи, корабль – живой организм, а конструкторы и историки сродни археологам, которые проделывают долгую кропотливую работу, чтобы представить нечто цельное. Поэтому постоянные изменения в чертежах неизбежны. Плюс ко всему существуют и некоторые спорные моменты. Например, это касается носового украшения «Полтавы».

«У нас есть гравюра Пикарта, по которой можно судить о кормовом украшении — оно достаточно хорошо читаемо, видно, что изображен миф о Фаэтоне, низвергнутом Зевсом. Но споры возникли по поводу носового украшения — лев или всадник. Мы считаем, что на самом деле был лев, потому как Петр I использовал как ориентир английскую кораблестроительную школу, а в Великобритании корабли 4 ранга имели носовое украшение в виде льва», - сказал Филипп Кузьмичев.

Совместно конструкторы проверили и скопировали эскизный проект, на его основе были подготовлены рабочие чертежи, по которым 2 июня 2013 года на «Полтаве» заложили мидель-шпангоут линейного корабля.

Основное финансирование проекта взяла на себя компания «Газпром». При этом у «Полтавы» есть и другие «спонсоры», которые помогают в реализации проекта. Некоторые производители ручного инструмента, станков, лакокрасочных материалов, предоставляют свой товар бесплатно.

Историческая верфь, появившаяся благодаря реализации этого проекта, сегодня включает в себя лесную биржу, пилораму и сборочный ангар. Вскоре в полную силу должны заработать объединенные мастерские, где по образцам 18 века будут делать паруса, мачты и такелаж.

«В мастерских будет также небольшой интерактивный отдел, где посетители смогут увидеть, как делают паруса мачты, и какие-то вещи смогут сделать сами, попробовать вязать узлы или шить паруса, смогут узнать, как весь этот процесс проходил в начале 18 века. Все это — паруса и отделка – будут делаться вручную», - отмечает Филипп Кузьмичев.
"Полтава" / www.korabel.ru

Вообще по плану «Полтаву» должны построить за три года, практически как во времена Петра. За это время мастера используют около трех тысяч дубовых стволов. Хотя на верфи признают, что дерево – не самый удачный материал для строительства кораблей. Тем более, что в одном месте найти столько древесины просто нереально. Вот и получается, что, на «Полтаву» работает полстраны. В частности дубовые стволы доставляют в Петербург из Краснодара, Тамбова, Брянска, Смоленска, из-под Тулы и из других регионов.

«На самом деле с хорошим материалом, с хорошим дубом большие проблемы, так как еще при Петре свели 6 миллионов гектаров леса. Поэтому он и ездил везде высаживал эти дубы, понимая, что для будущего флота этот материал будет крайне необходим. А дерево для такого корабля должно расти около двухсот лет. Ствол должен быть от метра в обхвате и от шести метров в высоту. К сожалению, при отправке леса приблизительная оценка его проходит, только здесь уже потом мы можем определить, какое дерево может подойти, а какое нет. Даже если отбраковывавается ствол для применения в основных деталях корпуса, то все равно он потом используется в другом месте», - рассказал на руководитель научного отдела верфи.

Из целого ствола делают детали, которые впоследствии станут частью одного из шпангоутов. Сначала ствол превращают в лафет, снимают с него горбыли, и потом уже в соответствии с лекалом изготавливают необходимую деталь, которая будет подгоняться с помощью полноразмерных чертежей.

«Хотя мы используем современные станки, некоторую технику, которые в каком-то смысле ускоряют работу, но все идет по чертежам, которые мы адаптировали на современный манер. Конечно, для сохранения корабля используются материалы для пропитки, их в то время не применяли в строительстве. Однако, чтобы «Полтава» как можно дольше смогла радовать глаз, пришлось кое-где уступить место современности. Тем не менее, даже в мелочах отделки, корабль является точной копией корабля Петра I», - отмечает Филипп Кузьмичев.
"Полтава" / www.korabel.ru

Элементы внутренней отделки корабля также будут создавать на верфи мастера объединенных мастерских. В специально оборудованном ангаре отведут место для резчиков, которые займутся резными украшениями, плотников, которые в соответствии с чертежами воссоздадут корабельные станки и кузнецов, кующих оковки для них. Там же будут шить паруса и плести канаты. Все – точно такое же, как и на корабле-оригинале. Единственное, что не удастся изготовить мастерам верфи - это пушки. Две из 54-х уже готовы и стоят на территории яхт-клуба, причем это еще не самые большие орудия. Примерный вес одной такой пушки около полутора тонн.

При Петре I подобный корабль строили примерно 300 — 350 человек. Новую «Полтаву» - гораздо меньше. Коллектив верфи – это примерно 60 человек. Многие из них имеют колоссальный опыт в деревянном судостроении, в частности, часть корабелов принимала участие в строительстве фрегата «Штандарт».

«Корпус «Полтавы» будет завершен в ангаре, потом для него сделают обшивку вместе со всеми палубами и декоративными украшениями. Затем стены ангара разберут, и корабль спустят на воду, где его будут полностью достраивать — ставить мачты, устанавливать такелаж, рангоут, паруса», - сообщил Филипп Кузьмичев.

Спускаться «Полтава» будет на специальных воздушных мешках. Точно так же в Европе спускали исторические корабли «Батавиа» и «Гермиона». Для петербургской верфи такая технология новая – ее еще будут осваивать. Вероятно, что спуск «Полтавы» произойдет не раньше лета 2015 года. По последним данным, глубины в акватории яхт-клуба «Геркулес» хватает, но вероятно, что ближе к завершению строительства будут проведены еще раз исследования и дополнительные дноуглубительные работы.
"Полтава" / www.korabel.ru

Как отмечают на верфи, «Полтава» в принципе может ходить в море. Однако, к сожалению, у Морского регистра нет раздела посвященного историческим судам, поэтому корабль не может выйти в плавание по правилам техники безопасности самостоятельно.

Планируется, что «Полтава» станет центральным экспонатом музейного комплекса, который будет сформирован в Лахте. Корабль будет стоять в специальном доке. Рядом будет создан интерактивный музей, посвященный Петру I, но не как императору, а как человеку, который покорил море и начал строить флот. Там же разместятся экспозиции музея подводной археологии, некоторые из экспонатов которых уже можно увидеть на территории исторической верфи. Это части торгового судна «Архангел Рафаил», затонувшего в Финском заливе у острова Березовый, - части корпуса и уникальный материал – элементы костюма матроса, которому уже 300 лет. Музейный центр начнет работу ориентировочно в 2018 году. Но уже сейчас на верфи «Полтава» проводятся экскурсии для всех желающих.

Многие эксперты, работающие над «Полтавой», подчеркивают, что гости корабля смогут увидеть, в каких условиях жили и работали моряки в 18 веке. И хотя их нельзя назвать комфортабельными даже близко, но все это – часть нашей истории, один из ее важных этапов – начало строительства флота.
Поделиться новостью
"Дизайн Группа РИКОШЕТ", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)633-00-91

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или