реклама

Освоение ресурсов Арктики – дипломатия игры мускулами

10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге прошел IV Международный форум "Арктика: Настоящее и будущее". Организатором мероприятия выступила Межрегиональная общественная организация "Ассоциация полярников". На одной площадке собрались более 700 участников из семи стран – представители органов власти, коммерческих структур и общественных организаций. Многочисленная делегация была и у полярников, они выделялись в общей массе "людей в костюмах", прежде всего, своей харизмой, бородой и огоньком в глазах. По правде говоря, казалось, что то самое "Белое безмолвие", про которое пел Владимир Высоцкий, больше всего волнует именно их.

Центральной темой форума стало освоение и транспортировка ресурсов с Арктического шельфа. При этом не забывали и вопросы экологии.
Особенно это подчеркивал Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, который, исходя из названия своей должности, призывал найти тот пресловутый баланс между хозяйственной деятельностью и сохранением уникальной экосистемы региона.
Значение Арктики, как региона геостратегических интересов Российской Федерации, ее роли в развитии национальной экономики и устойчивом развитии приарктических регионов страны отмечал и Артур Николаевич Чилингаров.

"Несмотря на санкции, мы из шельфа не уйдем. Как представитель совета директоров компании "Роснефть", я заявляю, что мы будем искать замену тому оборудованию, которое нам пока трудно производить. Но, повторюсь – с шельфа мы не уйдем, будем осваивать наши ресурсы", – сказал Артур Чилингаров.

Форум "Арктика: настоящее и будущее" / www.confspb.ru


Безопасность в Арктике. Аспект геополитический
 

В вопросе: "Чья же, собственно, Арктика?" арктические державы умудряются сочетать две противоположных позиции: первая, что Арктика – это зона сотрудничества и общих интересов, вторая – что это территория стратегических интересов конкретной страны. Россия здесь – не исключение.

Достаточно посмотреть на текст главного документа, определяющего политику РФ в регионе: "Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" в качестве основных факторов, "оказывающих влияние на формирование государственной политики в Арктике" заявлено:

а) использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества.


На форуме посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Владимир Владимирович Барбин высказался дипломатично:

В регионе нет потенциала для конфликтов из-за доступа к минеральным или морским биологическим ресурсам, который мог бы привести к серьезной конфронтации.
Международно-правовой режим арктических морских пространств ясно определяет права как прибрежных арктических, так и других государств. Это касается, в том числе, как доступа к освоению минеральных ресурсов, месторождений нефти и газа, так и управления морскими биологическими запасами(...).
У России нет и территориальных споров в Арктике. Морские пространства с соседями – Норвегией и США – разграничены на основе международных договоров и соглашений.
Международное право регламентирует и возможности расширения внешних границ континентального шельфа прибрежных государств.


Вместе с тем, в марте 2010 года тогда президент России Дмитрий Медведев обозначил совершенно противоположную точку зрения:

Уже сегодня полярные страны предпринимают активные шаги по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне Арктики. При этом, к сожалению, наблюдаются попытки ограничить доступ России к разработке и освоению арктических месторождений, что, конечно, недопустимо с правовой точки зрения и несправедливо с позиции географического положения и самой истории нашей страны".
Тогда это заявление вызвало возмущение со стороны арктических соседей России, в особенности Норвегии и Канады, которые также намекнули на свои "национальные интересы".


И в отличии от позиции "мирной", риторика "взять и поделить" подтверждается делом.

Так, в декабре 2013 года Владимир Путин дал поручение Министру обороны Сергею Шойгу о формировании воинских частей для отправки в Арктику. "Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов", - аргументировал тогда свое решение Путин.
В ответ Шойгу заявил, что в 2014 году российские войска будут размещены по всему арктическому поясу — от северо-западных регионов страны до Дальнего Востока.

И слова, в данном случае, не разошлись с делами. За прошедший год были проведены десятки учений, в том числе "уникальных", таких как высадка усиленного батальона Ивановской 98-й дивизии ВДВ на остров Котельный (архипелаг Новосибирские острова).
Тогда же на острове Врангеля началось строительство пункта базирования Тихоокеанского флота ВМФ, а в сентябре 2014 года в рамках масштабных учений "Восток-2014", на остров совершили высадку около сотни морских пехотинцев и десантников из Восточного военного округа.

 

Напомним, согласно публичной кадастровой карте, вся территория острова, за исключением земельного участка метеостанции площадью десять гектаров, является территорией заповедника, где белые медведи растят детенышей. Это единственный российский объект всемирного наследия ЮНЕСКО в Арктике. Соответственно, ни о каких учениях, а тем более строительстве на территории заповедника речи идти не может.

Играет военными мускулами не только Россия. В марте 2014 года в Северной Норвегии 16 тысяч военнослужащих НАТО из 16 стран "отрабатывали приемы проведения операций в условиях холодного климата" в рамках учений Cold Response. И подобных учений десятки.

При этом, дипломаты заверяют, что подобное расширение военного присутствия в регионе направлено исключительно на сотрудничество.

Владимир Барбин обозначил позицию России:

Меры, принимаемые Россией, продиктованы потребностью восстановления нашего многопрофильного присутствия на Крайнем Севере после сложного периода 90-х годов. (...)
Россия не делает в Арктике ничего экстраординарного, наши шаги по усилению военного присутствия схожи с действиями соседей по региону и направлены на решение не только оборонных, но прежде всего гражданских задач.
Другое дело, Северный флот и стратегическая авиация, действующие в Арктике и играющие важную роль в обеспечении в мире стратегического баланса сдерживания.


В целом, довольно странно – решать гражданские задачи силами военных. Достаточно сопоставить государственные затраты на возведение и поддержание военной инфраструктуры и гражданских объектов.
И риторика, что милитаризация Арктики носит "исключительно мирный характер" мне, например, кажется взаимоисключающей. Милитаризация "мирной" не бывает.
 

Безопасность в Арктике. Аспект гражданский


Как неоднократно упоминалось на форуме, в социально-экономическом развитии региона особую важность приобретает задача создания системы комплексной безопасности территории.

О десяти новых арктических аварийно-спасательных центрах МЧС рассказывал Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Петрович Чуприян:

"В состав системы комплексной безопасности входят:

  • арктические аварийно-спасательные центры МЧС России;
  • группировки сил и средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
  • группировки сил и средств территориальных подсистем РСЧС.

Численность группировки сил и средств исполнительной власти Российской Федерации и муниципальных сил достигает 16 тыс. человек. Из них силы и средства МЧС России составляют 7,8 тыс. человек.

Формируется авиационная группировка в составе 14 воздушных судов (12 вертолетов и 2 самолета), которые будут базироваться на аэродромах Мурманска, Воркуты, Норильска и Анадыря.

Сейчас в Арктической зоне уже функционируют 3 комплексных аварийно-спасательных центра (Нарьян-Мар, Архангельск, Дудинка), 4 региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарно-спасательных подразделений различных ведомств общей численностью около 10 тысяч человек, 2 морских спасательно-координационных центра (Мурманск, Диксон), 3 морских спасательных подцентра (Архангельск, Тикси, Певек), а также 4 пункта базирования аварийно-спасательного имущества и  оборудования для ликвидации разливов нефти, которые находятся в Диксоне, Тикси, Певеке и поселке Провидения.

За каждым арктическим центром определены зоны ответственности, задачи, силы и средства, исходя из существующих и предполагаемых угроз. Организация работы арктических центров должна обеспечить режим постоянной готовности и экстренное реагирование на любую чрезвычайную ситуацию (…)

В целях совершенствования системы управления в составе Арктических комплексных аварийно-спасательных центров создаются специализированные комплексы мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и информационного обмена".

Именно в аспекте создания систем комплексной безопасности в Арктике, а именно в области поиска и спасания, а также предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и реализуется широкая международная кооперация.

Вторым международным соглашением, подписанным в мае 2013 года, явилось Соглашение о сотрудничестве в области готовности на случай морских нефтяных разливов в Арктике и борьбе с ними, к которому прилагается "Оперативное руководство по ликвидации морских нефтеразливов". Полным ходом идет работа по подготовке международного документа по предупреждению морских нефтеразливов.
 

Александр Чуприян: Создание системы комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне Российской Федерации позволит предупредить крупные чрезвычайные ситуации, "защитить" критически важные объекты экономики и не допустить экологический ущерб хрупкой северной природе.

Северный морской путь – ориентир на внутреннее снабжение?


Рабочая сессия "Транспортно-транзитный потенциал АЗРФ" целиком была посвящена теме Северного морского пути. В прошлом году "Корабел" публиковал отчет с тематической конференции по освоению Северного морского пути. И последние события не оказали влияния на планы властей и крупного бизнеса по дальнейшему освоению этого транспортного коридора.

Форум "Арктика: настоящее и будущее" / www.confspb.ru


Как декларировали докладчики, по оптимистическому сценарию, грузопоток по Северному морскому пути к 2030 может достигнуть 85 млн тонн в год. Напомним, пик грузоперевозок на СМП был зарегистрирован в 1987 году, когда были перевезено около 6,6 млн тонн различных грузов.

И данные, которые привел руководитель ФГУ "Администрация Северного морского пути" Александр Николаевич Ольшевский по объемам грузоперевозки, заставляют несколько задуматься над прогнозами.

Объемы перевозки по Севморпути по состоянию на 01 декабря 2013 и 2014 гг (тыс.тонн):
 


 
На 01.12.2013На 01.12.2014Увеличение/уменьшение (%)
Порты СМП26023512+910(35%)
транзит1176274-902 (77%)
всего37783786+8 (0,2%)


Если брать общий грузопоток по Севморпути, то наблюдается небольшое его увеличение – на 8%. Транзитные перевозки, правда, продемонстрировали существенный провал – на 77% по сравнению с 2013 годом. И по большей части Севморпуть работал только для нужд собственных портов, в особенности для порта Сабетта и завода по производству сжиженного природного газа проекта "Ямал СПГ". Строительство данных объектов идет форсированными темпами.
Данные по грузоперевозкам для нужд порта Сабетта приведены ниже:

Увеличение завоза грузов в порт Сабетта на 01 декабря в 2014 г. 
по сравнению с 2013 г., в тыс. тонн (без учета транзита):
 


 
01.12.1301.12.14
Сухие грузы3761008 (+632)
Нефтепродукты832 (+24)
Всего по п. Сабетта3841040 (+656)
Всего порты СМП26023512 (+910)


Всего на 01 декабря 2014 года Администрация Северного морского пути выдала:

  • разрешений на плавание в акватории СМП – 614 судам;
  • в том числе 109 судам под иностранным флагом (18 %);
  • принято решений об отказе – 30, из них окончательно не получили разрешения только 7 судов.


Некоторые участники форума связывали резкое падение интереса к транзитным перевозкам по Северному морскому пути не с причинами политическими, а с чисто экономическими вопросами. В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 4 марта 2014 года №45-т/1 "Об утверждении тарифов на ледокольную проводку судов, оказываемую ФГУП "Атомфлот" в акватории северного морского пути" сумма повысилась в 2 раза.

Александр Ольшевский: Возможно тарифы оказывают определенное давление на судовладельцев, но эти цифры вполне объективные. Они продиктованы потребностями на содержание ледокольного флота, который и сейчас датируется на 1/3 из бюджета.
Возможно мелкие судовладельцы в итоге от перевозок по СМП уйдут, но основные игроки останутся. Норильский Никель как возил, так и будет возить свое сырье по Севморпути, необходимо строить Сабетту и так далее.

С тарифами можно ознакомиться на официальном сайте Администрации Севморпути.

В выступлении руководителя ФГКУ затрагивались вопросы потепления и возможностей безледокольной проводки.

Александр Ольшевский: "Норильский металлургический комбинат с 2006 года эксплуатирует собственные современные транспортные суда двойного действия: 5 контейнеровозов и 1 танкер, с ледопроходимостью до 1,7 м. Первоначально судовладелец намеревался полностью отказаться от услуг ледокольного флота. Однако, был вынужден заключить договор на поддержание атомным ледоколом ледового канала протяженностью более 300 миль в припае Енисейского залива и реки Енисей. Причем, попытки привлечь дизель-электрический ледокол не увенчались успехом в связи с тем, что он не смог обеспечить коммерчески оправданную скорость судов".

Если учесть прогноз ААНИИ, то в ближайшем будущем нас ждет увеличение площади льдов в Арктике в летнее время. Кроме того, уменьшение льда и его площади летом не дает оснований говорить об отсутствии серьезных препятствий даже для атомных ледоколов в зимний период.
"Поэтому роль мощных ледоколов, особенно атомных, остается довольно высокой. Как раз под нужды освоения Арктики и строятся 3 атомных ледокола нового поколения мощностью 60 МВт с новой реакторной установкой, способных уменьшать осадку до 8,5 метров для работы на мелководье в устьевых участках рек", – резюмировал свою речь Александр Ольшевский.
Тему востребованности флота, впрочем, будем обсуждать в свете новых показателей объема грузоперевозок.
 

Вместо резюме


Отвечая на вопросы журналистов относительно кадровой и социальной составляющей освоения Арктики, Сергей Донской ответил следующее:

Зарплаты метеорологов, которые работают в Арктике, одни из самых низких среди всех арктических служб. Слава богу на 2015-2017 годы удалось выделить суммы на повышение довольствия сотрудникам: на следующий год – миллиард рублей, и 16-17 годы еще по полтора миллиарда дополнительно к тому фонду оплаты труда, который сейчас запланирован в бюджете. Но, на мой взгляд, и этого недостаточно. Нужно и дальше увеличивать сумму. Потому как, когда мы говорим о 15 тысячах рубле,й можно только разводить руками. И надеяться, что найдутся люди, которые и за эти деньги будут готовы работать в Арктике.

Форум "Арктика: настоящее и будущее" / www.confspb.ru


Но на одной цели сделать Арктику национальной идеей, важной для каждого россиянина, как некогда был космос, ведь далеко не уедешь. И планы планами, а возможности возможностями. Да и нужны ли эти планы в связи с последней ситуацией на рынке углеводородного сырья? Еще вопрос.

А что касается людей с зарплатами в 15 тысяч и тех самых бородатых полярниках, то тут опять же же вспоминается Владимир Семенович Высоцкий:
 

Все года и века и эпохи подряд
Все стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг.
Слава им не нужна и величие,
Вот под крыльями кончится лед-
И найдут они счастье птичее
Как награду за дерзкий полет.

 Владислав Букин




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пашинин Александр Петрович, 16.01.2015, 21:47"..Пустотой мы их кормим из рук.." - неужели эти слова из песни В. Высоцкого относятся не только к чайкам,...но и к полярным "барбудос"!?