Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова
Проекты: 20183
- A + Автор: Олег Кулешов КомментарииПрочитано 3288 раз   |
Несколько дней назад с очередного этапа испытаний вернулось океанографическое исследовательское судно (ОИС) "Академик Александров". О предназначении этого судна, как и о его начинке, информации мало. В пресс-релизах предприятия содержится не так уж и много интересной информации. Но кое-что интересное мы нашли в релизах контрагентов. Попробуем собрать воедино всю информацию, которая у нас есть, но сначала немного истории этого судна.
 
Выход на испытания ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру

ОИС "Академик Александров" – многоцелевое судно усиленного ледового класса. Оно предназначено для проведения исследовательских и научных работ на шельфе арктических морей, обеспечения работы морской арктической техники, спасательных операций в Арктике. Способно вести мониторинг районов деятельности флота, районов проведения испытаний, мест нахождения потенциально опасных донных объектов, районов экономической деятельности, выполнять установку в них донного навигационного, контрольно-измерительного и другого оборудования.
 
Церемония вывода из эллинга ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру

Двойное назначение судна позволяет проводить поисково-спасательные операции, дноуглубительные работы, буксировку, установку и перегрузку военной и специальной техники, обследование и подъем затонувшей морской техники, включая объекты, представляющие потенциальную или действительную экологическую опасность.

Основные технические характеристики: водоизмещение – 5800 т; экипаж – 70 человек, скорость – до 14 узлов. Судно оснащено грузовым трюмом, большегрузным и вспомогательным кранами, системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой для  эпизодического приема вертолетов. Имеет усиленный ледовый класс Arc5.

Закладка

Все началось с госконтракта на строительство для нужд Минобороны России морского судна обеспечения проекта 20183 "Академик Александров", разработанного ОАО "ЦМКБ "Алмаз", который был заключен 1 августа 2012 года. Торжественная церемония закладки состоялась 20 декабря 2012 года в главном стапельном цехе №15 предприятия "Звездочка" в Северодвинске. Судно получило строительный номер 01280.
 
Закладная доска "Академика Александрова" / Правительство Архангельской области

Планировалось, что в состав ВМФ России судно "Академик Александров" должно было войти в конце 2016 года. Но события 2014 года сдвинули вправо все сроки. В ходе строительства ОИС проектанту и верфи пришлось решать ряд сложнейших задач, связанных с импортозамещением значительного объема устройств и судового оборудования.

Вывод из эллинга и спуск на воду

Вывод заказа из цеха №15 состоялся 11 мая 2017 года. Спустя несколько дней он был спущен на воду для достройки на плаву. В этот момент "Академик Александров" стал океанографическим исследовательским судном.
 
Церемония вывода из эллинга ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру

Первый этап заводских испытаний

К ходовым испытаниям ОИС приступили 15 декабря прошлого года – именно в этот день судно впервые вышло в море.

Программа первого этапа ходовых испытаний была рассчитана на 10 суток. За это время экипаж судна и сдаточная команда, состоящая из работников "Звездочки" и представителей подрядных организаций, выполнили проверку всех систем и механизмов транспорта вооружения, мореходности судна, его скоростных и маневренных характеристик, работоспособности систем радиоэлектронного вооружения, основных технических средств.
 
Выход на испытания ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру

После возвращения с заводских ходовых испытаний ряд работников "Звездочки", внесших наибольший вклад в строительство судов проекта 20180 и его модификаций, были отмечены премией правительства Российской Федерации. В число лауреатов вошли работники ЦС "Звездочка": Леонид Березовский – начальник управления ремонта и строительства кораблей специального назначения, его заместитель Александр Фрайндт и заместитель главного технолога ягринской верфи Владимир Левин.

Второй этап заводских испытаний

Второй этап испытаний проходил в период с 29 марта по 4 апреля. ОИС выполняло задачи проверки элементов судна в ледовых условиях в рамках программы государственных испытаний и задачи заводских ходовых испытаний авиационного вооружения.
 
ОИС "Академик Александров" / Центр судоремонта "Звёздочка"

К обеспечению проходящих в Белом море испытаний привлекались вертолеты Ка-20 и Ка-27ПС соединений авиации Северного флота, а также ледокол "Илья Муромец" из состава сил вспомогательного флота ВМФ России.

По информации пресс-службы предприятия, в ходе испытаний "Академик Александров" подтвердил свои проектные технические и эксплуатационные характеристики. Также были отработаны задачи взаимодействия с летательными аппаратами в движении и при стоянке.
 
ОИС "Академик Александров" / Центр судоремонта "Звёздочка"

Стоит отметить, что программа испытаний, рассчитанная на шесть дней, потребовала от корабелов "Звездочки" дополнительного времени. На начальном этапе испытаний в районе их проведения в Белом море установилась штормовая погода с порывами ветра скоростью до 80 км/ч. В силу таких погодных условий экипажу судна и сдаточной команде верфи пришлось, помимо запланированных мероприятий, отработать и управление судном в штормовых условиях.

Продолжение испытаний

О дате следующих выходов на испытания стало известно из доклада ответственного сдатчика заказа старшего строителя ЦС "Звездочка" Дениса Новикова. В нем было сказано, что все поставленные перед сдаточной командой задачи в текущем выходе в море решены в полном объеме и следующие выходы на заводские ходовые и государственные испытания состоятся в июне и июле 2019 года.
 
Выход на испытания ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру

По словам Дениса Новикова, передача флоту "Академика Александров" состоится в конце июля 2019 года, во время торжеств, связанных с 65-летним юбилеем предприятия.

Начинка

Начинка – самая интересная тема для статьи, но когда идет разговор о военных заказах – почти все покрыто тайной.

Основным рабочим оборудованием "Александрова" являются 3 судовых крана, грузоподъемностью от 2 до 100 тонн. Их особенность — индивидуальность. Специально спроектированные для данного судна, они единственные в своем классе. Проектант - ЗАО "СММ". Заводские судостроители отмечают: проект петербургских машиностроителей хоть и новый, но уже сейчас можно судить, что по ряду характеристик существенно превосходит зарубежные аналоги, в том числе тяжелый кран от итальянского изготовителя на первом "академике", построенном на ягринской верфи - "Академике Ковалеве".

На судне установлено три высокотехнологичных судовых электрогидравлических крана:
  • "С2500", "С120", "С15". Грузовые устройства позволяют выполнить любые операции, связанные с перемещением грузов до 100 т, ремонтными работами и работой в комплексах с прочими подъемными сооружениями.
  • "С 2500" – самый мощный судовой кран в своем классе среди российских производителей, его грузоподъемность (постоянная на всем диапазоне вылетов) составляет 100 т на вылете 25 м. Кран оснащен особой системой вспомогательных тяговых лебедок для стабилизации пространственного положения груза, которая позволяет эффективно бороться с раскачиванием груза при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;
  • Специальный судовой кран "С120" с телескопической стрелой имеет грузоподъемность до 16 т в зависимости от вылета стрелы, максимальный вылет которой составляет 20 м. Кран оснащен устройством снижения динамических нагрузок и системой компенсации качки и позиционирования груза под водой на глубинах до 500 м. При подъеме грузов с поверхности воды кран обеспечивает компенсацию взаимных вертикальных перемещений крана и груза со скоростями до 50 м/мин. Максимальная грузоподъемность электрогидравлического судового крана-манипулятора "С15" составляет 2 т, а вылет стрелы достигает 15 м.
Подробнее о кранах "Академика Александрова" можно узнать из нашего материала - Первые судовые краны российского производства.
 
Церемония вывода из эллинга ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру

О производителях другого оборудования и систем известно гораздо меньше. Вот некоторые сведения:
  • Судно обладает отечественной интегрированной автоматической системой (ИАСУ-20183), которая объединяет все многочисленные системы, отвечающие за широкий функционал специализированного судна. Известно, что над ней работали специалисты НПО "Аврора".
  • На судне установлены винторулевые колонки "Rolls-Roys". Модель неизвестна.
  • Есть глубоководная лебедка итальянского производства.
К сожалению, о других системах и механизмах информации найти не удалось. Но в любом случае, главная особенность этого судна в том, что большая часть оборудования заменена на отечественную, чего нельзя сказать о предыдущих представителях линейки 20180.

Материалы по теме:
Академики "Звёздочки"
"Академик Ковалёв" - как его закладывали
"Подъем флага на "Академике Ковалёве"
Вывод ОИС "Академик Александров" в фотографиях
В Архангельск прибыл спасатель "Звёздочка"
Автор: Олег Кулешов
Поделиться новостью
"СММ", ЗАО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)325-87-82
"Центр судоремонта "Звездочка", АО Россия, Северодвинск+7(81842)7-02-97

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость