Обсуждаются и другие поправки в законопроект. Подробности — в нашем материале.

Вопрос ребром
Возможное введение ограничений для возрастных судов в прошлом году было особенно обсуждаемой темой. Что неудивительно, ведь новшества поставили бы отрасль в весьма сложную ситуацию.
Судам старше 40 лет хотели запретить заходы в морские порты страны, а для судов старше 30 лет — ввести расширенные классификационные освидетельствования. Это фактически остановило бы дальнейшую работу большей части флота.
С 40-ка до 50-ти
Недавно стало известно о том, что столь жесткие правила хотят все-таки смягчить. А именно повысить возрастной ценз с 40 до 50 лет. Минтранс уже подготовил соответствующие предложения. Об этом сообщила ВАРПЭ в своем телеграмм-канале. Кроме того, обсуждается возможность полной отмены ограничений для речного флота. Этот сектор может попасть в особенно непростое положение, поскольку из 881 речного «грузовика» «под нож» пойдут — 766, или 92%. Что касается несамоходных судов и буксиров, ситуация немногим лучше — ограничения в использовании могут коснутся 1,7 тысячи, или 86%*.
В целом же из 5,3 тыс. единиц флота, который работает в акватории страны, к 2030 году возраста 40 лет достигнут примерно 3,5 тыс. (66%)*.
Также предлагается снять ограничения с нескольких десятков типов морских судов, включая рыболовные. Инициативы пока в процессе проработки.

Возраст — не приговор?
Что можно сказать точно: в изначальном варианте законопроект уже не выйдет. Законотворцы услышали реальный сектор — и это позитивный момент. Изначальные цели законопроекта — повышение безопасности судоходства и обновление флота — ни у кого не вызывают сомнений. Дело нужное. Другой вопрос — как именно и какими средствами результат будет достигнут. Хотелось бы, обойтись без перегибов.
К слову, в теме безопасности Корабел.ру уже разбирался. Обратившись к цифрам, выяснили, что в подавляющем большинстве случаев дело, в первую очередь, в человеческом факторе, а не в возрасте судна. Гораздо важнее — своевременный ремонт, модернизация и надлежащее техническое состояние.
Обратимся к экспертам
По теме смягчающих поправок провели небольшой опрос среди экспертов.
— Как оцениваете инициативу по повышению возраста судов с 40 до 50 лет?
Александр Буянов, заместитель генерального директора Центра научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ) по научной работе, по развитию, экономике и экологии морского транспорта, к.э.н:
— В целом положительно. Это говорит о наличии конструктивного диалога между государственными органами и бизнесом. Мнение судоходных компаний было услышано и были сделаны соответствующие выводы.
— Как это может повлиять на снижение аварийности? Согласны ли с тем, что возраст судна и его исправность не одно и тоже. И если судно содержится надлежащим образом, ремонтируется и модернизируется, оно может эксплуатироваться довольно долго и без аварий?
Александр Буянов:
— Не думаю, что это сильно повлияет на снижение аварийности. Как Вы правильно отметили «возраст судна» не является показателем «исправности судна». Ежегодные освидетельствования судов должны подтверждать безопасность эксплуатации.
— Также заявлено о возможной полной отмене ограничений для речного флота. По вашему мнению, это позитивное предложение?
Александр Буянов:
— Ситуация с морским (в том числе «река-море») и речным флотом сильно отчитается в части масштаба проблемы. Если из 1445 морских транспортных судов (в классе РС) только 150 единиц старше 50 лет, то из 4877 речных сухогрузных и наливных (самоходных и несамоходных в класс РКО) судов более 45% имеют возраст более 50 лет. Заместить в ближайшие годы 150 судов можно, но построить более 2000 речных судов физически невозможно. Однако полное снятие ограничений с речного флота, мне кажется, не является системным решением, направленным на развитие отрасли.
— Дайте свою оценку инициативе вывести из-под запрета нескольких десятков типов морских судов, включая суда рыбопромыслового флота? Достаточная ли это мера? Или нужно дальнейшее смягчение.
Александр Буянов:
— Четкое определение типов судов, на которые не распространяются ограничения, является правильным решением. Много типов судов имеют значительный возраст и эксплуатируются безаварийно многие годы. Обновить эти группы судов в ближайшее время нет возможности. Кроме того, если расставлять приоритеты, то обновление наливного флота должно выполняться в первую очередь.

Взгляд судовладельцев
Будем надеяться, что диалог продолжится и это всего лишь начало пути. А пока будет вполне уместно вернуться к предложениям судовладельцев, которые они высказали в коллективном письме от 18 судоходных компаний. Обращение было направлено 25 ноября 2025 года в Минтранс России, заместителю Председателя Правительства России Виталию Савельеву, Первому заместителю Председателя правительства России Денису Мантурову.
Предложения следующие:
— сохранить возможность эксплуатации судов, в соответствии с их техническим состоянием (на основе требований Минтранса России);
— учесть мнение грузовладельцев;
— учесть действующие программы обновления флота, по которым отремонтировано более 100 судов (с 2010 года);
— вернуть программу реновации флота, которая действовала до 2015 года;
— подготовить график строительства новых речных судов и судов «река-море» и синхронизировать его с замещением судов, а также проработать механизм корректировки при фактическом сдвиге сроков строительства новых судов;
— проработать дополнительные меры поддержки строительства новых судов на отечественных верфях.
*Статистические данные указаны в письме в Минтранс России от представителей 18 судоходных компаний, направленном 25 ноября 2025 года. Письмо — в распоряжении редакции.














