реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

О правовых аспектах таможенного декларирования судовых припасов

0 2935 3 мин
Судовые припасы, которые п. 23 ч. 1 ст. 4 ТК ТС определяются, в том числе, как товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов в пути их следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования, являются неотъемлемой частью каждого рейса.
Топливо, горюче-смазочные материалы, продовольственные и медицинские товары, могут быть задекларированы судовладельцем при их ввозе и вывозе в специальном режиме, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ч. 2 ст. 363 ТК ТС).

Для успешного декларирования товаров в качестве припасов, а так же во избежание привлечения судовладельца к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров), декларанту рекомендуется соблюдать несколько правил.

Во-первых, товары, заявленные таможенному органу в качестве припасов, не могут использоваться для целей иных, чем установлено в гл. 50 ТК ТС. Указанные товары должны потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Таможенного союза в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна. Таким образом, припасы должны находиться на борту в количестве, необходимом для совершения рейса / нормальной эксплуатации судна, и потребляться исключительно на судне (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 года N 05АП-8120/2012 по делу N А24-2964/2012).

 При этом обязанность по заявлению количества требуемых припасов лежит на декларанте, который подает декларацию на припасы, а оценка разумности объема заявленных припасов относится к обязанностям таможни, а в случае спора - суда (Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2015 по делу N 305-КГ15-1816, А40-39700/2014).

Во-вторых, не могут быть заявлены в качестве припасов товары, подлежащие перегрузке на другие суда, а также товары, которые не будут использоваться исключительно для личных нужд судна и его экипажа. Это относится к декларированию товаров на судах снабжения, промежуточных доставочных судах, которые не совершают самостоятельных рейсов, а обеспечивают отгрузку топлива и грузов на другие единицы флота (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2011 года по делу N А32-10107/2010). Более того, если товар на борту заявлен декларантом, как припасы, декларант обязан самостоятельно представить доказательства и документы, подтверждающие соблюдение целевых критериев "припасы", исследованных ранее.

В-третьих, в качестве припасов правомерно могут быть заявлены не только топливо и продукты потребления, но и иные товары, обязательные для поддержания эксплуатации судна в соответствии с его назначением. Особенно данное правило актуально для рыболовных судов, в функции которых входит не только вылов рыбных ресурсов, но и их хранение. Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 года N 303-КГ14-9004 по делу N А24-1529/2014 установило, что если нормальная эксплуатация судна не возможна без упаковочных материалов или тары для хранения, указанные товары могут быть задекларированы в качестве припасов.

Наконец, существенным является вопрос пополнения и декларирования судовых припасов, перевозимых транзитными судами в рамках международной перевозки, с временным заходом судна в Российский порт. Определением Верховного Суда РФ от 26.06.2015 года по делу N 305-КГ15-1816, А40-39700/2014 установлено, что действующее законодательство не содержит ограничений на заход в порты РФ транзитных судов, а любое судно, которое зашло в порт и уплатило портовые сборы, вправе приобрести припасы без уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом исходя из положений п. 23 п. 1 ст. 4, ч. 1 статьи 363, ч. 2 статьи 364 ТК ТС, стандартов 15 и 16 главы 4 специального приложения J Киотской конвенции, невозможно сделать однозначный вывод о том, что припасы могут быть освобождены от уплаты таможенных пошлин только под условием, если транспортное средство нуждается в пополнении своих припасов для следования в конечный пункт назначения на территории за рубежом, в целях начала и / или завершения ими международной перевозки грузов, пассажиров и / или багажа. Более того, из содержания Стандартов 5 и 17 Киотской конвенции следует, что припасы, необходимые для эксплуатации транспортного средства, в общем и целом освобождаются от уплаты таможенных пошлин. В настоящий момент дело А40-39700/2014 передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, которая окончательно установит наличие или отсутствие у любого судна, вне зависимости от места окончания международной перевозки, права на беспошлинное пополнение припасов.
 
Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин"
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости