Композиты, парящие над водой

- A + КомментарииПрочитано 2642 раза   |
Полимерные композиционные материалы нашли свое очень удачное применение в конструкции амфибийных судов на воздушной подушке. Композиты стали важнейшими их элементами, начиная корпусом и надстройкой (рубкой) и кончая элементами аэродинамики (лопасти воздушных винтов, лопатки и диски нагнетателей, аэродинамические насадки и перья рулей). А еще из композитов изготовлены детали обстройки пассажирских салонов и постов управления, трапы, да и мало ли что еще…
1. Классификация амфибийных судов на воздушной подушке

В настоящем разделе приведена классификация амфибийных судов на воздушной подушке. Как правило, достаточно большое количество АСВП эксплуатируются в России круглогодично. Поэтому они являются всесезонными амфибийными транспортными средствами. В то же время, АСВП проектируются по Правилам таких российских классификационных обществ, как Российский морской регистр судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР). Кроме того, АСВП находятся под техническим наблюдением этих классификационных обществ, или же под надзором Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Таблица 1А
АМФИБИЙНЫЕ СУДА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
 
АКВП со статическим поддержанием По виду воздушной подушки
АКВП с динамическим поддержанием
 
Двухъярусное ГО с килями


По конструкции гибкого ограждения (ГО)
Двухъярусное ГО без килей
ГО с надувными скегами
Одноярусное ГО в виде ресивера
Одноярусное ГО в виде съемных элементов
ГО в виде полос, армированных металлическими элементами
ГО с надувными скегами внутри ресивера
 
С раздельным подъемно- движительным комплексом и двумя воздушными винтами


По устройству движителей
С раздельным подъемно- движительным комплексом и с одним воздушным винтом
С объединенным подъемно-движительным комплексом
 
С несколькими двигателями По количеству двигателей
С одним двигателем
 
Центробежные нагнетатели По устройству подъемно-нагнетательного комплекса
Осевые нагнетатели
Без нагнетателей
 
Суда, изготовленные из легких сплавов

По особенностям применения в конструкции материалов
Суда, изготовленные из композиционных материалов
Суда, сочетающие в конструкции легкие сплавы и композиционные материалы

Поэтому амфибийные суда на воздушной подушке даже при эксплуатации за пределами навигации могут быть отнесены к категории малых судов и, соответственно, сертифицированы и классифицированы. Классификация амфибийных судов на воздушной подушке представлена в виде таблицы 1А.

Предложенная классификация охватывает практически все архитектурно-конструктивные типы и схемы отечественных амфибийных судов на воздушной подушке. Она позволяет систематизировать их техническое устройство, оценить эффективность сочетания отдельных элементов. Соотнесение систематизации технического устройства с опытом эксплуатации рассматриваемых судов является ключом для оценки целесообразности применения тех или иных архитектурно-конструктивных типов и схем АСВП. Такая оценка, в свою очередь, повышает качество проектирования АСВП и упрощает их техническую эксплуатацию, делая, в то же время, ее более эффективной.

В таблице 1Б перечислены основные отечественные производители амфибийных судов на воздушной подушке за период с 1995 по 2015 годы. В перечень включены судостроительные предприятия и компании, осуществляющие строительство амфибийных судов на воздушной подушке различного назначения, как по собственным проектам, так и по проектам других организаций. В обзор не включены амфибийные суда на воздушной подушке, имеющие пассажировместимость 2 чел. и менее, не считая водителя, а также их производители. Данный типоразмер судов рассматривается как плавательные средства для отдыха и спорта, а не как транспортные средства.

Таблица 1Б
Основные отечественные производители АСВП
Наименование или торговая марка Город Продукция
ОАО «ТПЦ «СибВПК
Нефтегаз»
Омск АСВП «Арктика-1Д»
АСВП «Арктика-2Д»
АСВП «Арктика-3Д»
АСВП «Арктика-3ДК»
ОАО Ярославский судостроительный завод Ярославль АСВП пр. 14660 «Барс»
АСВП пр. 20910 «Чилим»
ОАО Морской завод «Алмаз» Санкт-
Петербург
АСВП пр. 12322«Зубр»
ОАО Судостроительная фирма «Алмаз» Санкт-
Петербург
АСВП пр. 12322«Зубр»
АСВП пр. 15063 «Ирбис»
АСВП пр. 14661 «Рысь»
ЗАО «Нептун-Судомонтаж» Долгопрудный Московская обл. АСВП пр. 18800 «Гепард»
АСВП пр. 18803 «Пума»
ОАО Свирская судоверфь Ленинградская обл. Подпорожский район пос. Никольский АСВП пр. 18800 «Гепард»
АСВП пр. 18803 «Пума»
Судостроительная компания «Нептун» Москва
Подпорожье
Ленинградской области
АСВП «Арго» (Нептун-11)
АСВП «Леопард» (Нептун-15)
АСВП «Пантера»
(«Нептун-23»)
ОАО Хабаровский судостроительный завод Хабаровск АСВП пр. 12061 «Мурена»
Компания «АКС-Инвест» Нижний
Новгород
АСВП «МАРС-700»
АСВП «МАРС-2000»
АСВП «МАРС-3000»
Компания «Аэроход» Нижний
Новгород
АСВП Хивус-6
АСВП Хивус-10
АСВП Хивус-32
АСВП Хивус-48
АСВП А-25
АСВП А-20
Компания «Амфибийная техника»
(АМФИТЕХ)
Нижний
Новгород
АСВП Пегас (СЛАВИР-525)
АСВП СЛАВИР-936
АСВП СЛАВИР-636
Компания «Аэроджет» Нижний
Новгород
АСВП Пегас
АСВП АЭРОДЖЕТ-6М
АСВП АЭРОДЖЕТ-8М
АСВП АЭРОДЖЕТ-11Т
АСВП АЭРОДЖЕТ-14Т
АСВП АЭРОДЖЕТ-17Т
АСВП АЭРОДЖЕТ-20Т
АСВП Пегас-Посейдон
Компания «РосПромРесурс» Нижний
Новгород
Москва
АСВП Мираж-7
АСВП Мираж-11
АСВП Мираж-18
Компания «Аэростайер» Нижний
Новгород
АСВП Стрелец 55В, 55S
АСВП Стрелец 53B, 53S
АСВП Стрелец 51B, 51S
АСВП Стрелец 65S
ОАО ЦКБ «Нептун» Санкт-
Петербург
АСВП пр. 15063 «Ирбис-5»
АСВП «Пардус»
АСВП «Ямал-730» (АСВП «Разведчик-660»)
Компания «Кристи-
Ховеркрафт»
(КРИСТИКОМПОЗИТ)
Санкт-
Петербург
Кристи 6183
Кристи 6143
Кристи - Арктика
Компания Экстрим Моторс Нижний Новгород Кайман-10


1.1. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-3ДК»

Отечественный рынок амфибийных судов на воздушной подушке характеризуется большой динамичностью. Поэтому в тех случаях, когда организационно-правовая форма и статус компаний за рассматриваемый период изменялись неоднократно, в перечне перед названием компании указано просто - «Компания». Данные о банкротстве компаний, а также смене владельцев в перечне не отражены.

Серийные амфибийные катера на воздушной подушке, снятые с производства более двадцати лет назад, например, такие как АСВП проекта 14660 «Барс», в перечне упоминаются, но в основной обзор не включены. Опытные образцы АСВП, выпущенные в единственном экземпляре более пятнадцати лет назад, например, такие как АСВП проекта 14661 «Рысь» или АСВП проекта 20910 «Чилим», в перечне упоминаются, но в основной обзор не включены. АСВП специального назначения, например, такие как АСВП проекта 12322 «Зубр» или АСВП проекта 12061 «Мурена», в перечне упоминаются, но в основной обзор не включены.
 
Рис. 2.1.1. Амфибийное СВП типа «Арктика-3ДК» / Михаил Францев

В основном обзоре АСВП сгруппированы по производителям. Внутри группы суда рассматриваются в произвольном порядке. Как правило, сначала рассматриваются более совершенные, более современные (по году выпуска) или серийные суда. После них рассматриваются более простые, более ранние суда, а также опытные образцы, построенные в одном-двух экземплярах. Но твердого порядка рассмотрения нет.

Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3ДК», проекта 3ДК предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре наружного воздуха от −50° до +40°С, а также на реках в период ледохода и ледостава.

Таблица 1.1
Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика-3ДК» проекта 3ДК
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке
Год постройки головного судна 2006
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ "СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра «О2,0»
Максимальное водоизмещение, т 9,75
Длина габаритная, м 14,8
Ширина габаритная, м 5,60
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 2х400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 23чел. - короткие линии


АСВП «Арктика» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2006 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет. Первоначально, согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-3ДК» считались самоходными машинами, но не транспортными средствами. При этом они находились под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора). В 2010 году «Арктика-3ДК» по заявке производителя ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» классифицированы Российским Речным Регистром на класс «+О2,0», о чем сообщается, в том числе, на сайте производителя, т.е. с этого момента они являются судами, на которые распространяются Правила Российского Речного Регистра.

При описании конструкции АСВП «Арктика-3ДК», учитывая особенности его конструкции, используется терминология производителя. АСВП «Арктика-3ДК» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателями воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлены редуктора приводов воздушных винтов и радиаторы двигателей. На корме корпуса на амортизаторах установлены воздушные винты в защитных кольцах и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.
АСВП, типа «Арктика-3ДК», имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.

АСВП, типа «Арктика-3ДК», оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте. Для улучшения управляемости при движении по зимникам и лесным просекам с крутыми подъемами, спусками и поворотами, вездеход оборудован убирающимся (самолетного типа) колесным шасси. Колеса шасси, - ведущие и управляемые синхронно с поворотом воздушных рулей.
АСВП, типа «Арктика-3ДК», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП, типа «Арктика-3ДК», имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.

Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены сдвоенные пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.

В моторном отсеке расположены два двигателя 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с. каждый, с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Каждый двигатель передает вращение соответствующему нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.
Управление АСВП, типа «Арктика-3ДК», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за каждой насадкой в потоке воздушных винтов.

Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.

Четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага обеспечивают плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-3ДК», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3ДК», не нуждается в причальных сооружениях.

АСВП, типа «Арктика», поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока. Они используются, в том числе, на паромной переправе Благовещенск – Хэйхэ (КНР) и Салехард – Лабытнанги.

В настоящее время на паромной переправе Салехард - Лабытнанги используется четыре амфибийных судна на воздушной подушке (АКВП) «Арктика-3ДК»

1.2. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-3Д»

Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3Д», проекта 3Д предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре ледостава.
 
Рис. 2.1.2. Амфибийное СВП, типа «Арктика-3Д» / Михаил Францев

АСВП «Арктика-3Д» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2005 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет. Первоначально, согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-3Д» считались самоходными машинами, но не транспортными средствами. При этом они находились под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора). В 2010 году АСВП «Арктика 3Д» по заявке производителя ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» классифицированы Российским Речным Регистром на класс «+О1,8», о чем сообщается, в том числе, на сайте производителя, т.е. с этого момента они являются судами, на которые распространяются Правила Российского Речного Регистра.

При описании конструкции АСВП «Арктика», учитывая особенности его конструкции, она описывается с использованием терминологии производителя. АСВП «Арктика» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателями воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлены редуктора приводов воздушных винтов и радиаторы двигателей. На корме корпуса на амортизаторах установлены воздушные винты в защитных кольцах и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.
АСВП, типа «Арктика», имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.

Таблица 1.2
Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика» проекта 3Д
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке
Год постройки головного судна 2005
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ "СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра «О1,8»
Максимальное водоизмещение, т 9,9
Длина габаритная, м 12,8
Ширина габаритная, м 5,60
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 2х400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 23 чел. - короткие линии


АСВП, типа «Арктика-3Д», оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте.

АСВП, типа «Арктика-3Д», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП, типа «Арктика-3Д», имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.

Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены сдвоенные пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.

В моторном отсеке расположены два двигателя 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с. каждый, с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Каждый двигатель передает вращение соответствующему нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.
Управление АСВП, типа «Арктика-3Д», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за каждой насадкой в потоке воздушных винтов.

Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.

Четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага обеспечивают плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-3Д», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3Д», не нуждается в причальных сооружениях.

В настоящее время АСВП, типа «Арктика-3Д», поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока.

1.3. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-2Д»

Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика», проекта 2Д предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре ледостава.
 
Рис. 2.1.3. Амфибийное СВП, типа «Арктика-2Д» /Михаил Францев
АСВП «Арктика-2Д» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2003 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет. Согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-2Д» считаются самоходными машинами, но не транспортными средствами. При этом они находятся под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).

При описании конструкции АСВП «Арктика-2Д», учитывая особенности его конструкции, она описывается с использованием терминологии производителя. АСВП «Арктика» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателем воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлен редуктор привода воздушного винта и радиаторы двигателя. На корме корпуса на амортизаторах установлен воздушный винт в защитном кольце и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.

АСВП типа «Арктика-2Д» имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.

Таблица 1.3
Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика» проекта 2Д
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке (Вездеход)
Год постройки головного судна 2003
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ "СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра Нет
Максимальное водоизмещение, т 6,20
Длина габаритная, м 8,60
Ширина габаритная, м 4,50
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 13 чел. - короткие линии

АСВП, типа «Арктика-2Д», оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте.

АСВП, типа «Арктика-2Д», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП, типа «Арктика-2Д», имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.

Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.

В моторном отсеке расположен двигатель 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с., с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Двигатель передает вращение нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.

Управление АСВП, типа «Арктика-2Д», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за насадкой в потоке воздушного винта.

Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.

Четырехлопастной воздушный винт изменяемого шага обеспечивает плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-2Д», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-2Д», не нуждается в причальных сооружениях.

АСВП типа «Арктика-2Д» поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока.
 
1.4. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-1Д» / Михаил Францев
Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-1Д», проекта 1Д предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре ледостава.

Рис. 1.4. Амфибийное СВП, типа «Арктика-1Д».

АСВП «Арктика-1Д» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2001 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет.

Согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-1Д» считается самоходной машиной, но не транспортным средством. При этом они находятся под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).

При описании конструкции АСВП «Арктика-1Д», учитывая особенности его конструкции, она описывается с использованием терминологии производителя. АСВП «Арктика» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателями воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлены редуктора приводов воздушных винтов и радиаторы двигателей. На корме корпуса на амортизаторах установлены воздушные винты в защитных кольцах и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.

АСВП, типа «Арктика-1Д», имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.

Таблица 1.4
Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика-1Д» проекта 1Д
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке (Вездеход)
Год постройки головного судна 2001
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ "СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра Нет
Максимальное водоизмещение, т 4,20
Длина габаритная, м 7,20
Ширина габаритная, м 4,0
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 5 чел.


АСВП типа «Арктика-1Д» оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте.

АСВП типа «Арктика-1Д» имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП типа «Арктика-1Д» имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.

Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.

В моторном отсеке расположен двигатель 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с., с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Двигатель передает вращение нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.

Управление АСВП, типа «Арктика», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за насадкой в потоке воздушного винта.

Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.

Четырехлопастной воздушный винт изменяемого шага обеспечивают плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-1Д», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-1Д», не нуждается в причальных сооружениях.

АСВП типа «Арктика-1Д» поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока.

1.5. Амфибийное судно на воздушной подушке «Ирбис»

Амфибийное судно на воздушной подушке проектов 15060 и 15063 «Ирбис» предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре наружного воздуха от −40° до +50° С, а также на реках в период ледохода и ледостава.
 
Рис. 1.5.1 Амфибийное СВП «Ирбис» проекта 15060 / Михаил Францев

АСВП «Ирбис» разработаны Центральным конструкторским бюро «Нептун» и строились Опытным производством ЦКБ «Нептун» в 1989 и в 1993 г.г., одно судно построено Судостроительной фирмой «Алмаз» в 2001 году и одно судно построено ФПГ «Скоростной флот» на мощностях бывшего ЦКБ «Редан» в 2005 году. АСВП, типа «Ирбис», являются амфибийными судами на воздушной подушке нового поколения по своим основным характеристикам превосходящими зарубежные суда подобного класса.

АСВП, типа «Ирбис», имеет двухъярусное гибкое ограждение по всему периметру, раздельный подъемно-движительный комплекс, с двумя сдвоенными центробежными нагнетателями и двумя воздушными винтами изменяемого шага в аэродинамических насадках, расположенными побортно.

АСВП, типа «Ирбис», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава 1561М. Система набора - смешанная. Фундаменты и подкрепления выполнены сварными, а наружная обшивка клепаная. Корпус разделен пятью водонепроницаемыми переборками, делящими корпус на шесть отсеков, с кормовым расположением моторного отсека. Отсеками плавучести являются форпик и ахтерпик.

АСВП, типа «Ирбис», имеет надстройку в виде многослойной оболочки с легким средним слоем, изготовленную из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой оконечности, полуутопленную в надстройку.

Таблица 1.5
Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Ирбис» проектов 15060 и 15063
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке
Поделиться новостью

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Дыдалев Игорь Васильевич, 27.02.2019, 14:20Хорошая статья, работы проведено много
Ждем продолжения
Михаил Эрнстович спасибо

Предыдущая новость