Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова
- A + Автор: Олег Кулешов КомментарииПрочитано 4691 раз   |
Под Санкт-Петербургом проходят испытания уникального самолёта-амфибии Ш-2.
В прошлом году на Средне-Невском судостроительном заводе состоялся вывод из цеха одного из самых необычных заказов предприятия. Это было не судно и даже не корабль, это была копия легендарного самолета-амфибии Ш-2. Событие приурочили к 120-летию советского авиаконструктора Вадима Шаврова, являющегося конструктором необычного самолета.
 
Самолет-амфибия Ш-2 / Корабел.ру

Легендарный Ш-2 представлял собой дальнейшее развитие и усовершенствование предыдущей амфибии Ш-1. Однако в разработанный в 1930 году Ш-2 были внесены изменения, расширяющие область его применения. Кроме спортивных, он был приспособлен для ряда других задач. Строился самолет в цехах Ленинградского завода "Красный летчик" на средства инспекции гражданского воздушного флота.
 
Самолет Ш-2 / Корабел.ру

Серийное производство Ш-2 было организовано в Таганроге, первый самолет был выпущен в апреле 1932 года, а всего на предприятии построили 270 машин, 16 из которых были выполнены в санитарной версии, с отсеком для носилок.
 
Самолет Ш-2 в Музее Арктики и Антарктики / Корабел.ру

К 1939 году практически все самолеты находились в непригодном для эксплуатации состоянии. Все бы ничего, но началась советско-финская война, в ходе которой появилась острая необходимость в гидросамолете для оперативной связи в войсках и вывоза раненых. В связи с этим было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские. При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолета позволяли возобновить их серийное производство. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
 
Ш-2 в авиационно-реставрационном музее в городе Сант-Луис / "Википедия"

Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700. Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4-5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.

Ш-2.017. бис

Копия Ш-2, построенная на СНСЗ и получившая обозначение Ш-2.017. бис, не является точной копией легендарного самолета. В отличие от оригинала он имеет более мощный двигатель и увеличенный фюзеляж для большей остойчивости на воде. Кроме этого, при постройке использовались современные материалы и технологии, разработанные СНСЗ.
 
Самолет-амфибия Ш-2 / Корабел.ру

Началось строительство еще в 1998 году, когда к руководству завода обратилась инициативная группа во главе с военным летчиком, подполковником запаса ВВС Александром Селезневым. Корабелов просили помочь с созданием самолета-амфибии.
 
Самолет-амфибия Ш-2 / Корабел.ру

Руководство предприятия пошло навстречу и выделило для постройки самолета отдельный производственный участок. Завод начал работу, но на первом этапе была проблема с отсутствием чертежей и технической документации. Тогда Владимир Селезнев отправился в архивы и музеи, изучал один из двух сохранившихся оригиналов амфибии, который выставлен в Музее Арктики и Антарктики. Затем стал проектировать самолет заново. В проектировании не обошлось и без внедрения уникальных технических решений, для чего к необычному проекту подключилось заводское конструкторское бюро. 
 
Самолет-амфибия Ш-2 / Корабел.ру

К сожалению, в то время довести замысел до воплощения не удалось, и работу пришлось прервать на 12 лет. Лишь в 2014 году появилась возможность вернуться к этому проекту и довести его до конца. 
 
Создатель самолета - Владимир Селезнев

Ш-2.017. бис - трехместный самолет-амфибия. Он может производить взлет и посадку на воду и на сушу, а с лыжами - на снег и лед. По типу своей конструкции он ближе всего подходит к классу единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения и может использоваться в почтовых, пассажирских, патрульных и других целях. Двигатель, установленный в самолете, - 170 килограммовый Subaru (EZ-30) с объемом 3000 куб.см. Мощность 230 лошадок. В будущем возможна замена двигателя на отечественный или иные, по характеристикам, удовлетворяющим потребности проекта.
 
Ш-2.017 во время испытаний / Корабел.ру

Основные характеристики самолета-амфибии Ш-2.017 бис:
Полная длина самолета – 8200 мм.
Максимальная высота – 3500 мм.
Размах верхнего крыла – 13000 мм.
Скорость максимальная - 127 км/ч.
Скорость крейсерская -120 км/ч.
Рабочая высота – 3000 м.
Пассажировместимость – 3 чел.
 
Процесс изготовления руля высоты / Корабел.ру

По словам создателя, Александра Селезнева, главной идеей стала мысль о том, что подобные амфибии можно использовать как летающие "парты" для обучения молодежи азам пилотирования. Тем самым привлечь внимание молодых людей к авиационным профессиям Полярной авиации - через историю создания легендарного самолета-амфибии Ш-2, неприхотливого в эксплуатации, прошедшего испытание войной и пролетавшего в небе Отечества более 40 лет.
 
Первые "прототипы" / Корабел.ру

По состоянию на момент публикации работы над самолетом-амфибией продолжаются. Пройдены испытания на воде: руление и балансировка. Кроме того, самолет получил новое экспериментальное хвостовое оперение, сделанное по технологии СНСЗ из карбона: стабилизатор, руль высоты, руль направления и киль. Ш-2 стал легче весить, благодаря чему появилась возможность поднимать в воздух больше веса.
 
Изготовление приборной панели / Корабел.ру

Впереди летные испытания, но для них необходимо приобретение дорогостоящих приборов, таких как радиоаппаратура и система навигации.
Автор: Олег Кулешов
Поделиться новостью
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость