Столпы отрасли
Столпы отрасли
В этом разделе мы будем рассказывать о судьбе и достижениях выдающихся личностей и профессионалов, посвятивших свою жизнь морскому делу.
- A + КомментарииПрочитано 524 раза   |
18 декабря 2021 года исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося конструктора 20-го века, Алексеева Ростислава Евгеньевича, начальника - главного конструктора "Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях" (ЦКБ по СПК).
Присущее Алексееву неординарное мышление и жажда скорости выделяла Ростислава Евгеньевича еще на ранних этапах его творчества, уже при создании скоростных яхт и участии в парусных соревнованиях (с 1936 г. по 1953 г. он 9 раз занимал первое место, 3 раза — второе). Неудовлетворённость малой, как ему казалось, скоростью парусных судов привела его в 1938 году к идее использовать подводные крылья, направив к революционным изменениям в развитии скоростного судостроения.

Более 75 лет тому назад в Нижнем Новгороде (тогда – г. Горький) конструкторская группа во главе с выпускником Горьковского индустриального института (ныне НГТУ) Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым провела первые опыты по созданию судов на подводных крыльях (СПК). Результатом этих опытов стало серийное строительство крылатых торпедных катеров, за что в 1951 году их создателям была присуждена Государственная (Сталинская) премия.
 
18 декабря 2021 года исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося конструктора 20-го века, Алексеева Ростислава Евгеньевича / Фото: НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Затем было спроектировано первое в мире пассажирское судно на малопогруженных подводных крыльях "Ракета", которое при поддержке властей города и руководства завода "Красное Сормово" было построено на заводе в 1957 году.

Когда в 1957 году на волжские просторы вышла "Ракета", стало ясно, что в судостроении России свершилась техническая революция. 25 августа 1957 года между городами Горький и Казань начались регулярные скоростные перевозки пассажиров на СПК "Ракета-1", что можно считать началом развития скоростного пассажирского флота.

Алексеевым впервые были установлены и определены основные принципы проектирования скоростных судов различного назначения, благодаря которым в нашей стране не только были созданы боевые корабли на подводных крыльях, но и скоростной пассажирский флот.


Начав с небольшой по численности гидролаборатории и увлечённых его идеями молодых специалистов, он, в конечном итоге, создал большой творческий коллектив – ЦКБ по СПК.
 
18 декабря 2021 года исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося конструктора 20-го века, Алексеева Ростислава Евгеньевича / Фото: сайт "Совершенно секретно"

За короткий промежуток времени были созданы пассажирские СПК вместимостью до 250 человек и скоростью хода до 70 км/час. Первыми появились речные суда "Метеор" (1959 г.) и "Спутник" (1960 г.). Вслед за речными СПК были созданы морские пассажирские теплоходы "Комета" (1961 г.) и "Вихрь" (1962 г.). Советские суда на подводных крыльях всегда отличались конструктивным совершенством и высокой надежностью. Лучшим свидетельством тому является теплоход "Метеор" (120 пассажиров, скорость 65 км/час), который серийно строился на протяжении почти полувека: за это время было построено более 400 судов.

За достижения в области создания пассажирских СПК в 1962 году группа сотрудников ЦКБ по СПК во главе с Алексеевым Р. Е. была удостоена Ленинской премии.
Работа над проблемой кавитации на крыльях СПК привела Р.Е. Алексеева ещё в 1947 году к мысли "изъять" корпус скоростного судна из воды и поместить в менее плотную среду — в воздух, сохранив при этом крылья. Эта идея и положила начало всем последующим проектам, сочетающим в себе положительные качества кораблей и летательных аппаратов, названных их создателем, Р. Е. Алексеевым, экранопланами. Создав в 1961 году первую самоходную модель экраноплана, он смог убедить в целесообразности развития целого направления не только руководство отрасли, но и страны.
Организаторский талант Р. Е. Алексеева позволил обеспечить тесное сотрудничество ЦКБ по СПК со множеством организаций и предприятий разных отраслей промышленности. Р. Е. Алексеевым на основании специальных постановлений Правительства СССР за сравнительно короткий промежуток времени был создан колоссальный научно-производственный потенциал: конструкторское бюро, экспериментальное (КЭО) и опытное производство (завод "Волга"), филиал на Горьковском водохранилище в районе г. Чкаловска, испытательная станция на тёплой воде в г. Балахна, филиал для испытаний экранопланов на Каспийском море в г. Каспийске, испытательный полигон на острове Чечень в Каспийском море, оснащенные гидродинамическим бассейном, аэродинамическими трубами и треками, исследовательскими лабораториями, испытательными стендами двигателей и конструкций.
Огромный объём исследований, выполненный коллективом ЦКБ по СПК, ежегодные испытания различных образцов моделей, в том числе, и пилотируемых самоходных моделей весом до 26 тонн, вкупе с гением Р.Е. Алексеева создали предпосылки для строительства экспериментального экраноплана "КМ", который в то время стал рекордсменом по взлётной массе (около 500 тонн) и скорости движения над водой (более 500 км/час). Создание экраноплана "КМ" и его испытания в 60-70 годах прошлого века позволили коллективу ЦКБ по СПК исследовать и решить вопросы проектирования и строительства таких аппаратов, что обусловило мировое преимущество России в экранопланостроении на следующие 20-30 лет.
 
Ростислав Алексеев / Фото: Википедия

Дальнейшее развитие экранопланов нашло своё выражение в создании в интересах ВМФ транспортно-десантных экранопланов "Орлёнок" (1979-1983 гг.) и ракетного экраноплана "Лунь" (1986 г.).
За работы по тематике экранопланов в 1984 году группы специалистов ЦКБ по СПК были удостоены звания лауреатов Ленинской и Государственной премий, а создатель экранопланов Р. Е. Алексеев удостоен звания Лауреата Государственной премии посмертно. За заслуги по созданию скоростных транспортных средств Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях было награждено орденом "Трудового Красного Знамени", а более 250 специалистов ЦКБ по СПК и организаций-контрагентов – орденами и медалями.

Ростислав Евгеньевич Алексеев ушёл из жизни 9 февраля 1980 года, но идеи, заложенные им в область скоростного судостроения, продолжают жить и находят свое развитие в новых проектах современных скоростных судов разработанных в ЦКБ по СПК.

Сегодня коллектив специалистов АО "ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева" является достойным продолжением школы скоростного судостроения, созданной Р. Е. Алексеевым.

На производственной верфи ЦКБ по СПК в Чкаловском районе построены и сданы заказчикам 14 СПК нового поколения "Валдай 45Р", пришедших на смену СПК "Ракета"; в августе 2021 года построено и сдано заказчику, Ханты-Мансийскому автономному округу в лице Северречфлота, головное СПК "Метеор 120Р" – инновационное судно, воплотившее в себе лучшие традиции школы Р.Е. Алексеева и современные технические и инженерные решения. Строится и в мае 2022 года будет спущен на воду второй "Метеор 120Р". Также важно отметить, что пять СПК "Валдай 45Р" обслуживают пассажирские линии Нижегородской области, два – эксплуатируются на маршрутах в Якутии, еще два – в Ханты-Мансийском автономном округе, три судна "Валдай 45Р" переданы Чувашии.

Благодаря появлению новых скоростных пассажирских СПК возрождается скоростной флот, развивается карта речных маршрутов и внутренний водный туризм.

Помимо серийно выпускаемых пассажирских СПК и скоростных катеров, конструкторы и инженеры бюро готовы к созданию и строительству современных пассажирских экранопланов. Речь идет о речных экранопланах для эксплуатации в сибирских регионах, в частности, на Дальнем Востоке, и рассчитанных на перевозку 40 пассажиров. Уже сегодня специалисты ЦКБ по СПК детально проработали этот проект, создали все условия для строительства, в том числе, подготовили документы по классификации экранопланов в Российском речном регистре.

Активно ведется работа и над созданием морского экраноплана, крайне необходимого на Сахалине, известном сложными мореходными условиями и суровым климатом. Появление такого экраноплана на Сахалине решило бы вопрос связи и логистики между островами Камчатки и Курил, Правительство региона поддерживает этот проект.

Появление экранопланов как вида транспорта для нашей страны с ее огромными территориями и водными акваториями, отдаленными населенными пунктами, слабо развитым сообщением в отдельных регионах – не просто конструкторское и инженерное первенство в мировом скоростном судостроении, как это было во времена Р.Е. Алексеева, а насущная необходимость. Экраноплан – транспорт будущего для нашей великой страны.

Автор: Геннадий Михайлович Хомутов, ветеран "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"
 
Ростислав Алексеев / Фото: Википедия
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость