Главе Росатома представили тренажер-"двойник" атомного ледокола проекта 22220 разработки ЭМЦТ

0 57 2 мин
В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге открыли уникальный навигационный тренажёр универсального атомного ледокола проекта 22220.

Он представляет из себя "цифровой двойник" всех бортовых систем ходовой рубки, навигационного оборудования, УКВ радиосвязи и автоматики управления энергетической системой. Тренажёр предназначен для обучения курсантов-судоводителей и повышения квалификации штурманского состава атомных ледоколов на самом высоком уровне.

Проект реализовал Институт дополнительного профессионального образования вуза при финансовой поддержке ФГУП "Атомфлот" (входит в Госкорпорацию "Росатом"). Разработала тренажер компания "Эволюция морских цифровых технологий" (ЭМЦТ), поставкой занималось АО "ИТЦ "ДЖЭТ".

Главе Росатома представили тренажер-"двойник" атомного ледокола проекта 22220 разработки ЭМЦТ / Фото: Кирилл Комендантов
Главе Росатома представили тренажер-"двойник" атомного ледокола проекта 22220 разработки ЭМЦТ / Фото: Кирилл Комендантов "ГУМРФ им. адмирила С.О.Макарова"

В официальной церемонии открытия тренажёрного комплекса принял участие генеральный директор корпорации "Росатом" Алексей Лихачёв. По его словам, подобных установок нет нигде в мире:

– Ни в арктических странах, ни среди тех, кто только собирается развивать свои компетенции в Арктике. Все ещё только планируют разработку подобных систем, а у нас в России этот проект уже реализован на практике.

Это полностью российская разработка, от концепции до реализации, включая все технологические компоненты. По словам генерального директора ООО "ЭМЦТ" Эдуарда Пичугина, тренажёрный комплекс — не просто учебное оборудование, а цифровой двойник арктической навигации:

– Он позволяет моделировать реальные, самые сложные сценарии взаимодействия флагманского ледокола проекта 22220 и судов основных классов, выполняющих навигацию по Севморпути, — от буксировки и околки льдов до выхода из заклинивания. Точные копии всех бортовых систем ходовой рубки атомного ледокола, навигационного оборудования и автоматики управления энергетической установкой, а также фотореалистичная виртуальная среда создают эффект полного погружения. Такой уровень детализации и реализма впервые доступен для системной подготовки экипажей арктического флота.

В отличие от других типовых морских тренажеров, новинка ориентирована, в первую очередь, на подготовку судоводителей ледокольного флота "Атомфлота". Его главная ценность – имитация расположения, размера органов управления и даже тактильных ощущений оператора, который будет работать на реальных атомных ледоколах серии 22220. Их строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Ранее при поддержке Министерства транспорта и Росморречфлота был запущен ледовый навигационный тренажерный комплекс из пяти навигационных мостиков. Они соединены в единую сеть, к которой теперь будет подключено новое устройство. Это позволит проводить обучение экипажей атомных ледоколов и транспортных судов ледового класса практике ледовой навигации по Северному морскому пути не только в режиме одиночного плавания, но и в составе караванов с лидирующим ледоколом.

Главе Росатома представили тренажер-"двойник" атомного ледокола проекта 22220 разработки ЭМЦТ / Фото: Кирилл Комендантов
Главе Росатома представили тренажер-"двойник" атомного ледокола проекта 22220 разработки ЭМЦТ / Фото: Кирилл Комендантов "ГУМРФ им. адмирила С.О.Макарова"

Уже в этом году к занятиям на этом современном тренажёре приступят капитаны, старшие и вахтенные помощники капитанов атомных ледоколов серии 22220, штурманский состав транспортного флота, эксплуатирующегося в полярных водах, молодые специалисты-выпускники морских вузов, а также курсанты-судоводители ГУМРФ имени адмирала Макарова. Для этого сейчас разрабатываются дополнительные профессиональные программы, сценарии упражнений и критерии оценки практических навыков. В их числе – выполнение сложных специализированных морских операций.

ТТХ проекта 22220
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости