По прибытии на борт ледокола для Генсека ИМО проведены ознакомительный инструктаж по технике безопасности и наличию спасательных средств на борту, общий осмотр судна, инструктаж о путях выхода к спасательной шлюпке, демонстрация спасательных жилетов, инструктаж о спуске спасательной шлюпки. Генсек ИМО ознакомился с навигационным мостиком и радио-рубкой, машинно-котельным отделением, центральным постом управления двигательной установкой судна, румпельным отделением, принципами работы атомного реактора, его охлаждения и различных систем контроля, дублирования, обеспечения безопасности.
По мнению Генсека ИМО, судно в полной мере оснащено всеми необходимыми средствами обеспечения безопасности с учетом его экстремальных условий эксплуатации. "Уровень живучести этого судна крайне высок даже для сложного района удаленной Арктики. Я действительно впечатлен конструкцией и обеспечением этого уникального судна" - заявил К. Секимицу.
Практически сразу после выхода из порта Диксон ледокол встретил первое ледяное поле и более суток следовал во льдах разной сплоченности и толщины. Находясь в проливе Вилькицкого, ледокол "50 лет Победы" встретил караван под проводкой атомного ледокола «Ямал», состоящий из танкера-газовоза Arctic Aurora и сухогруза Kasla и следующий в западном направлении. "50 лет Победы" оказал помощь каравану при прохождении наиболее сложного ледового участка и взял курс на восток.
Затем ледокол с Генсеком ИМО на борту догнал караван судов, идущий под проводкой атомного ледокола "Вайгач" на восток в составе трех судов: т/х "Хатанга", сейсмическое судно Geo Arctic, балкер Nordic Odyssey. "Вайгач" по очереди проводил суда через сплоченный лед и "50 лет Победы" присоединился к оказанию помощи в этой сложной ледовой проводке. Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП Атомфлот, сопровождающий гостей в этом походе, пояснил Генсеку ИМО "тонкости" ледокольных операций, проводимых ледоколом.
На встрече с экипажем атомного ледокола К. Секимицу сказал, что он "не ожидал, что арктическая навигация является именно такой сложной, как она оказалась на самом деле" и поблагодарил В. Олерского и В. Рукшу "за такую уникальную возможность предоставленную ему".
"Перевозка грузов морским транспортом через Арктику с использованием Северного морского пути становится реальностью в летнее время. Тем не менее, Арктические воды все еще крайне сложны для судоходства, даже летом, и природные условия не могут не приниматься во внимание. У меня нет сомнений, в условиях, которые я увидел лично, активная поддержка такими мощными ледоколами все еще жизненно важна для безопасного плавания в Северном ледовитом океане. Этот факт мы должны, безусловно, учитывать при разработке Международной морской организацией Полярного Кодекса, регулирующего судоходство в Арктике" - заявил К. Секимицу.
Он напомнил, что комитеты ИМО по морской безопасности и по защите морской среды сейчас ведут работу над Полярным Кодексом. Это будет обязательный свод правил для судов, плавающих в полярных льдах, в том числе по Севморпути. "Кодекс должен быть подготовлен в 2014 году, - сообщил Генсек ИМО. В 2015 году ИМО планирует его утвердить".
Генсек ИМО пояснил российским морякам, что, учитывая значительный опыт Советского Союза, а затем и России в плавании в арктических водах, существующие в России правила плавания по Севморпути могут лечь в основу нового документа. "Как минимум, в Полярном кодексе должен быть полностью отражен опыт России в плавании в Арктике", отметил К. Секимицу.
Сегодня к полуночи ледокол "50 лет Победы" планирует прибыть в морской порт Певек, где после встречи с курсантами Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского на борту учебного судна "Профессор Хлюстин", Генсек ИМО покинет Севморпуть.