Рынок морских перевозок начал замедляться в преддверии традиционного низкого сезона и закрытия китайских фабрик на новогодние каникулы, до которого осталась неделя.
Ставки на направлении из Азии в Европу возобновили снижение, едва успел начаться 2017 год, однако пока они остаются выше психологической отметки в тысячу долларов за TEU. Ставки на порты северной Европы снизились на прошедшей неделе на 3,1% до 1,05 тыс. долларов за TEU, на порты Средиземного моря - на 2,3% до порядка тысячи долларов.
Эксперты отмечают, что в этом году ситуация на рынке существенно отличается от прошлогодней. Ставки характеризуются крайней нестабильностью, так как спрос на перевозки в преддверии закрытия китайских фабрик на двухнедельные каникулы пришелся на период до рождества, прокомментировал ситуацию в интервью Journal of Commerce глава логистического подразделения одного крупного американского импортера.
Другой эксперт сообщил изданию, что на рынке существует ощутимый дефицит тоннажа, что отчасти обусловлено восстановлением европейской экономики, а отчасти - целенаправленным сокращением вместимости на линиях.
На транстихоокеанском направлении ставки на порты западного побережья также начали снижаться, ставки на восточное побережье пока удерживаются в положительной зоне.
Значение фрахтового индекса SCFI на порты западного побережья США снизилось за прошедшую неделю на 2% до 2,17 тыс. долларов за 40-футовый контейнер (FEU). Ставки на этом направлении росли на протяжении трех недель с конца декабря, когда они находились на уровне 1,54 тыс. долларов за FEU. Ставки в направлении портов восточного побережья выросли на 1% до 3,6 тыс. долларов за FEU.
Как отмечают эксперты, продолжающийся рост ставок на сервисах на восточное побережье является характерным явлением, в силу значительно меньшей подверженности этого сегмента рынка проблеме избыточного тоннажа по сравнению с сервисами на западное побережье.
"В целом, сервисы на восточное побережье продолжают обслуживаться судами меньшего размера, что обуславливает более низкую вместимость и дефицит слотов на этом направлении", - прокомментировал ситуацию для JOC генеральный директор компании Freightos Цви Шрайбер.
На сервисах на западное побережье перевозчики задействуют свои самые крупные суда. В результате, конкуренция и избыток мощностей толкают ставки вниз, отмечает Шрайбер.
Тем не менее, спотовые ставки в этом месяце заметно превышают уровень годом ранее. В январе 2016 года ставки на восточное побережье были на 51% ниже сегодняшних, на западном побережье - на 57%.
Снижение ставок неминуемо ускорится на следующей неделе с резким падением спроса, и в следующем месяце судоходный рынок ожидает традиционный сезон низкого спроса. Многие заводы в Азии 28 января закроются на каникулы в связи с празднованием Нового года по лунному календарю. В 2016 году сезонное снижение ставок прекратилось лишь в середине марта, но не раньше, чем ставки на направлении Азия-Европа достигли 205 долларов за TEU.
Источник: ИТАР ТАСС