реклама

Док времен Петра Великого в Кронштадте сделают музеем под небом

0 47 3 мин
Акт историко–культурной экспертизы был опубликован на сайте комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Речь идёт о гидротехническом сооружении в форме креста, которое является продолжением канала им. Петра Великого, которое вдается вглубь исторического центра Кронштадта.

В его состав входят сравнительно длинный (порядка 350 метров) Петровский док, а также отходящие от него прямо и в стороны "доки в крест–канале". В ансамбль входит и разворотный бассейн между доками. Площадь участка проектирования составляет примерно 5,7 га. С 2016 года эта территория находится в бессрочном пользования СПбГБУ "Музей истории Кронштадта", к которому в свою очередь перешла от военных.

 

Площадь благоустройства составит около 1,1 га. Оно разместится с западной и северной сторон от Петровского дока. Сооружение начали возводить при Петре I (как считается, под его личным руководством). Он хотел устроить на Котлине систему каналов для захода кораблей и доков для их ремонта. Сначала работы проводил уроженец Шотландии на русской службе Эвард Лейн, затем другой инженер, шведского происхождения, — Люберас фон Потт. Открытие Петровского дока состоялось в 1752 году. Док имел уникальную для своего времени технологию быстрого осушения: вода сливалась в расположенный ниже уровнем бассейн, а уже оттуда откачивалась насосами. Это позволяло приступить к ремонту корабля быстрее, чем если бы вода откачивалась из самого дока. Как утверждается, слить воду и приступить к ремонту корабля можно было за сутки. Строительство велось на дальнюю перспективу, и размеры Петровского дока превышали габариты кораблей того времени. Это позволило использовать сооружение по назначению до начала XXI века. Доки неоднократно реконструировались, но сохранили дух старины.

 

По материалам экспертизы, будет создано временное благоустройство "с целью организации безопасного экскурсионного маршрута". Для начала планируется разборка завалов мусора, удаление самосевной растительности, ремонт асфальтобетонного покрытия. Также в планах приспособление существующего КПП под кассы и магазин сувениров. Будут установлены ограждения, выставочные стенды, смотровые площадки с деревянными настилами, скамейки, урны и мобильный санузел на две кабинки. Вход организуют со стороны Макаровской улицы через существующие ворота. На объекте одновременно смогут находиться не более двух групп посетителей до 20 человек каждая. Для безопасности посетителей экскурсионный маршрут проложат на расстоянии примерно 1,5 метра от дока. От падения их защитит "временное сборно–разборное типовое ограждение". 

 

В 2023 году Музей истории Кронштадта победил в номинации "Завод–музей" на конкурсе "Индустриальный эксперимент" Благотворительного фонда Владимира Потанина. Музей получил грант в размере 6,2 млн рублей. По словам врио директора музея истории Кронштадта Олега Быховского, грант состоял из двух частей: 70% на экскурсионный маршрут и 30% на противоаварийные работы (эти деньги уже освоены). Проект создания экскурсионного маршрута планируется согласовать с КГИОП до конца лета, после чего на его реализацию запросят финансирование. Разработку собираются вести за счёт бюджета, для реализации попробуют найти инвесторов, поскольку, по словам Быховского, это может стоить "десятки миллиардов". Попутно будут вестиcь противоаварийные работы по стенкам бассейна.

 

Первоначально замыслы были куда более глобальными. В 2016 году Центр подводных исследований Русского географического общества (при участии Музея истории Кронштадта) выступил инициатором проекта создания в Петровском доке Балтийского центра морской истории и подводной археологии. Проект был представлен на заседании городского правительства. Концепция также была единогласно одобрена на заседании Совета по наследию. Проектировщиком выступило ОАО "Институт Ленпроектреставрация". Проектом, как было заявлено, предполагалось восстановление исторического облика доков. Правда, их при этом предлагалось накрыть прозрачными крышами — "для обеспечения сохранности восстановленных сооружений". Доки собирались приспособить под музейно–выставочные и учебно–административные функции. Стоимость реализации оценивалась в 6 млрд рублей внебюджетных средств. Проект Центра подводной археологии в Петровском доке дважды был представлен на Петербургском международном экономическом форуме, в 2016 и 2019 годах. Но спонсоров, видимо, так и не нашлось. В 2021 году губернатор проинформировал Владимира Путина о намерении города восстановить в Кронштадте знаменитый Петровский док. 

 

"У нас в планах сделать там интересный музей. Мы как–то вам показывали этот проект, вы его одобрили. Сейчас появится возможность, я думаю, мы его осуществим", — говорил тогда Александр Беглов. 

 

Однако, как выясняется теперь, концепция будто бы не очень понравилась КГИОП. Что же касается экспозиции подводной археологии, сейчас она представлена в бывшей водонапорной башне на Ленинградской улице, 2, в Кронштадте, сообщает газета "Деловой Петербург".

 

"Русское географическое общество", ВОО Санкт-Петербург
+7(812)315-85-35
"Ленпроектреставрация", ОАО Санкт-Петербург
+7(812)334-86-07



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На заводе "Вымпел" началась погрузка секций плавдока для "Янтаря"
17:39 / судостроение