НИС "Академик Лаврентьев" с 27 учеными из Москвы, Томска и Владивостока на борту вернулось из длительной арктической экспедиции в которой изучались процессы, влияющие на изменения климата — в частности, выбросы метана на восточно-сибирском шельфе. Сегодня, 2 ноября, научно-исследовательское судно ошвартовалось на 44-м причале.
Экспедиция продлилась в общей сложности 120 суток и стала самой продолжительной с 1990-х годов. В ней приняли участие 27 ученых из Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, Института океанологии РАН имени Ширшова из Москвы, Института физики атмосферы РАН и Института природных ресурсов и института кибернетики Томского политехнического университета, сообщает "NewsVL".
"Рейс состоял из трех этапов по 40 суток каждый. Первый этап начался во Владивостоке еще в середине июля, второй — в Петропавловске-Камчатском. Наша же часть экспедиции началась в Тикси, мы прилетели в Якутию и стартовали оттуда, - комментирует руководитель экспедиции доктор геолого-минералогических наук Олег Дударев. - Целью экспедиции стало изучение глобальных климатических изменений в арктическом регионе. В частности мониторинг выхода метана на восточно-сибирском шельфе".
В первый раз огромные выходы метана специалисты ДВО РАН обнаружили в 2008 году при экспедиции на научно-исследовательском судне "Яков Смирницкий". Но провести серьезные исследования помешала ледовая обстановка. Следующая экспедиция состоялась уже в 2011 году. Мощные выбросы газа тогда были обнаружены на внешнем шельфе моря Лаптевых. В этом году ледовая обстановка позволила поработать подольше.
Объемы метана в толще дна исчисляются миллиардами тонн. Если он будет активно выходить на поверхность, в атмосфере могут произойти катастрофические изменения, объясняет Олег Дударев. Например, за счет увеличения парниковых газов в атмосфере, их разогревания, а в дальнейшем — таяния мерзлоты, которой, словно панцирем, покрыта Арктика. Проблема глобальная, но такие масштабные участки для исследования есть только у России — например, восточно-сибирский шельф, аляскинский шельф.
Выход метана нельзя прекратить, говорят ученые. И пока затрудняются сказать, как парниковый газ влияет на природу прямо сейчас. Сейчас их задача — мониторить процесс, следить, не происходит ли усиление выбросов. И попытаться спрогнозировать, что случится в ближайшем будущем.
"Рейс состоял из трех этапов по 40 суток каждый. Первый этап начался во Владивостоке еще в середине июля, второй — в Петропавловске-Камчатском. Наша же часть экспедиции началась в Тикси, мы прилетели в Якутию и стартовали оттуда, - комментирует руководитель экспедиции доктор геолого-минералогических наук Олег Дударев. - Целью экспедиции стало изучение глобальных климатических изменений в арктическом регионе. В частности мониторинг выхода метана на восточно-сибирском шельфе".
В первый раз огромные выходы метана специалисты ДВО РАН обнаружили в 2008 году при экспедиции на научно-исследовательском судне "Яков Смирницкий". Но провести серьезные исследования помешала ледовая обстановка. Следующая экспедиция состоялась уже в 2011 году. Мощные выбросы газа тогда были обнаружены на внешнем шельфе моря Лаптевых. В этом году ледовая обстановка позволила поработать подольше.
Объемы метана в толще дна исчисляются миллиардами тонн. Если он будет активно выходить на поверхность, в атмосфере могут произойти катастрофические изменения, объясняет Олег Дударев. Например, за счет увеличения парниковых газов в атмосфере, их разогревания, а в дальнейшем — таяния мерзлоты, которой, словно панцирем, покрыта Арктика. Проблема глобальная, но такие масштабные участки для исследования есть только у России — например, восточно-сибирский шельф, аляскинский шельф.
Выход метана нельзя прекратить, говорят ученые. И пока затрудняются сказать, как парниковый газ влияет на природу прямо сейчас. Сейчас их задача — мониторить процесс, следить, не происходит ли усиление выбросов. И попытаться спрогнозировать, что случится в ближайшем будущем.