Спасибо Валентину Михайловичу за интересную статью!
Однако, осмелюсь высказать некоторые свои соображения по данном у вопросу.
1. О коммерциализации инновационных проектов.
Мне кажется, что причина медленного внедрения инноваций у нас в стране вообще, и в судостроении в частности, лежит еще и в том, что побуждающая основа на внедрение исходит не от непосредственных производителей конечного продукта, а откуда-то сверху. Поэтому, и я эту мысль неоднократно высказывал, в основе финансирования НИР и ОКР должны лежать средства непосредственных производителей конечного продукта. Пускай государство каким-то образом тоже участвует в этом процессе, но основной вклад должен быть от них, производителей. Тогда у них появиться и стимул внедрять инновации, иначе будет как в колхозе: сколько комбайнов не присылай, а урожай все на том же уровне. С этой точки зрения хороший пример приведен в статье про GM, частного производителя, а не государства.
Правильно отмечено, что «в России рыночная конкурентная среда теснится конкурентной средой административного ресурса». Ярчайшим примером может послужить создание ОАО ОСК – вроде как частники (ОАО) и в тоже время основатель государство. Не это ли основа административного ресурса и прочих негативных последствий, таких как, к примеру, распил госбюджета.
2. О льготном периоде.
Хорошо сказано о господдержке науки и бизнеса: «это необходимый инструмент восстановления потерянных позиций и вхождения в мировой рынок» и приводится пример Китая, Кореи, Японии. Но вот в Японии такая политика проводилась сразу для всех предприятий, и на это у них ушло 10 трудных послевоенных лет с 1950 по 1960 годы. И Япония вышла на первое место в судостроении. А у нас, если считать с Указа Президента РФ от 3 декабря 1992 г . № 1513 «О мерах по возрождению торгового флота России» и последующих других указах на эту тему прошло уже 19 лет, а воз и ныне там. Спрашивается: нужна ли нам такая поддержка государства? и сколько продлится этот льготный период, если за 19 лет практически ничего не сделали? Думается, что у ВТО будут большие сомнения продлевать льготный период с таким положением дел.
Я уже высказывал точку зрения по поддержке отечественного судостроения, которая должна состоять в предоставлении льгот по кредитам и лизингам тем судовладельцам, включая и иностранцев, которые закажут суда для постройки на российских заводах. Такое положение, думаю, будет не противоречить принципам ВТО.
3. О не менее важных обстоятельствах.
Конечно, государству виднее, где ему располагать судостроительные предприятия – стройте, где хотите, хоть на острове Рудольфа архипелага Земля Франца Иосифа. Но причем здесь ВТО? Зачем им нужно поощрять заведомо не эффективное производство? Зачем поощрять заводы у полярного круга? Заводы должны располагаться там, где это выгодно производству, а не государству. А рабсила должна двигаться за заводами, а не наоборот. Так весь мир работает. Я думаю, нас здесь не поймут. У нас достаточно места для строительства завода в Краснодарском крае, а не на Котлине. Да и на Дальнем Востоке можно место получше найти. Думаю, что если и предоставлять особые условия для судостроительных предприятий, то только для тех, которые расположены южнее 46 градуса Северной широты.
А «для гарантированного возмещения затрат на оплату процентов по кредитам и лизинговых платежей следует рассмотреть альтернативный вариант: субсидии давать непосредственно судостроителям» сравнимо с помощью сельскому хозяйству в советское время – деньги на ветер. Не уж то за столько времени нельзя усвоить, что помогать необходимо потребителю, не производителю. Потребитель, и только он, знает куда правильно потратить деньги, тем самым оставив нерадивого производителя «с носом».Показать комментарий целиком
Действительно, надо определить в первую очередь, что подпадает и что не подпадает под ограничения ВТО. Укрупненно можно сказать сразу, поддержка, связанная с объемами производства подпадает. Поэтому средства можно вкладывать в то, что напрямую не связано с объемами производства, например, заводскую инфраструктуру, научное обслуживание и т.д. Что касается инноваций, здесь тоже не все так просто, потому как должны быть другие подходы, связанные с управлением знаниями. Еще должна быть развитая производственная база, иначе инновационные решения на старом оборудовании в свет не выведешь. И надо восстанавливать отраслевую аспирантуру технологического и организационного направлений, у ВУЗах своя мотивация, зачастую ничего не имеющая общего с развитием инноваций промышленного характера. Надо свежие мозги загружать по полной.
О роли ОСК. Беда коль пироги печёт сапожник, а сапоги точат пирожник. "эффективные менеджеры" этой госкорпорации рьяно пилят бюджетные деньги , занимаются редевелопментом и посреднической деятельностью. Пример: получив заказ на 2 НИС(научно исследовательское судно)купили проект в Норвегии и разместили заказ на строительство в Китае. И это при том что в составе около десятка КБ и Институтов и десятки заводов зарастающих травой и растаскиваемых на лом.
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+