ФОРУМ КОРАБЕЛ.РУ
Инновации и отраслевая наукаТема закрыта для комментирования
Перейти к источнику

Михаил Коновалов

23 Декабря 2010 г. 17:10 #1
-0+
Трудно возразить Валентину Михайловичу. Возьму на себя смелость изложить свою точку зрения. Может она в чем то дополнит представленный для обсуждение материал, а, возможно, наоборот.
Не стал бы сильно ломать копья по  узакониваю понятия – инновация –  оно неплохо воспринимается на русском языке. Инновация – это нововведения, и вовсе  не надо, чтобы она приносила исключительно прибыль, может, ее действие будет заключаться в перемещении инвалидов по эскалатору в метро, допуск которым в метро – бесплатный. Шумпетер предложил это применительно к бизнесу, который, не имеет смысла без прибыли, но существует, ведь, и опосредованный эффект, когда польза приносится всему обществу, а не отдельному покупателю или предпринимателю. Государство, ведь, тоже выступает в роли покупателя. Мы уже урок получили по финансовому кризису. Там тоже были «инновации» в финансовой сфере.
Кстати, согласно классификации, проведенной в свое время ООН (Entrepreneurship and economic development. - N.Y.: UN, 1988), инновации охватывают: а) новую продукцию; б) новые технологические процессы и формы организации производства; в) новые рынки; г) новые финансовые институты и инструменты финансирования; д) новые организационные структуры и процессы управления.
И еще мне не нравится, когда говорят, если купили, значит, инновация, но практика говорит об обратном, проще, конечно, производить инновационные иголки с нитками в одну-две нитки, их раскупят, а, вот, космический корабль – здесь с покупателем гораздо посложнее. И наукоемкие отрасли только на иголках не разовьешь, хотя и на какое-то время можно разбогатеть. Помню: еще в советское время на одном заводе висел плакат, мы не должны изобретать не …., а только то, что требуется народу. Изобрели бы графен тогда, может, и осмеяли изобретателей, как тех, которые шили для короля платье. Отсюда, на мой взгляд, ответ на вопрос -почему недостаточно развивается судостроение?
Если будем строить цепочки жизненного цикла с жестким закреплением  организаций, как было в СССР, есть опасения, что в итоге не получим качественного инновационного продукта, в любом месте цепи может появиться слабое звено потому речь может идти лишь о принципиальном ЖЦ с варьированием звеньев.
То, что говорит уважаемый Валентину Михайловичу про Советы – я бы полностью поддержал его опасения. Сожалею, что именно такие институции заложены и в проекте Единой России по созданию национальной инновационной системы со ссылкой на Запад. Другие политические партии в этом отношении практически ничего не предлагают.
Надо сказать спасибо Валентину Михайловичу, что затронул такую тему – она сегодня главная. Сейчас на западе сравнительно недавно появилась и активно развивается такая наука,, как «управление знаниями», пришедшая на смену «реинжиниринга», который с возложенными на него надеждами справляется пока слабовато. Есть такое определение «управление знаниями – процесс, с помощью которого организации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в его распоряжении (У. Букович и Р.Уильямс). Но в данном случае, полагаю, нас интересуют не только отдельные предприятия, нас интересует целостная система (отрасль). Управление знаниями в стратегических альянсах можно увидеть у западных ученых, как Сальваторе Парис, Лайза Сассон, Джон.К. Хендерсон.
Если стали называть современную экономику - экономикой знаний, то можно обратиться к Аристотелю, к его Метафизике, которая начинается словами: «Все люди от природы  стремятся к знанию». Вот сколько лет прошло, а актуальность слов гениального мыслителя все больше возрастает.
Что касается судостроения, скажу только одно, несмотря на переполнение экономики специалистами гуманитарных специальностей, проблемой, которую поднял автор, в отрасли занимаются явно недостаточно.Показать комментарий целиком

проф

23 Декабря 2010 г. 20:12 #2
-0+
Не могу не ссогласситься с очевидным - наука сама по себе должна давать именно научный результат а вот инновация - суть использование научных результатов с целью полуяения комерческого результата
отсюда  простой выход - откройте и сделайте общедоступными научные результаты и наих базе появятся инновацционные проекты..
беда наша в том что поллученые научные результаты остаютсяв собственности или заказчиков научных иссследований или в обственности самих научных организаций и компании готовые вести инновационные продукты просто не имеют к ним доступа

Грубов Дмитрий Александрович

23 Декабря 2010 г. 23:50 #3
-0+
Большое спасибо Валентину Михайловичу за статью, короткую, насыщенную, нестандартную.
В силу своей компетенции могу прокомментировать только одну ИННОВАЦИЮ - винты для AZIPOD'ов
Это направление выросло из одной из лабораторий "большого бассейна", которой руководил Вадим Кириллович Турбал (вечная ему память!). В тяжкие 90-е эта лаборатория, которая изначально вела достаточно узкое направление в гидродинамике, бралась за решение любых проблем, за решение которых можно было заработать деньги. И их решала, весьма эффективно, потому что существовала научная ШКОЛА. Такой подход позволил выжить лаборатории, сохранить кадры и, в результате, найти свою нишу и стать (после достаточно серьезных научных баталий с ведущими бассейнами Европы) общепризнанным авторитетом в проектировании гребных винтов. Александру Владимировичу Пустошному, разумеется, респект (хотя что значит мой респект для самого молодого членкора РАН!).
Так что реальные примеры инноваций имеются.
Но данный пример показывает: серьезная инновация возможна исключительно при наличии коммерческого интереса со стороны частного бизнеса. Насколько мне известно, наше государство не проявляло никакого интереса к проектированию винтов для AZOPOD'ов, это было инициативой ЦНИИ Крылова, и они, своим трудом, эту нишу завоевали.
Подобных примеров в виде ФЦП и прочего мне, к сожалению, неизвестно.
Посему и обсуждать "инновационную" политику нынешнего правительства считаю делом бессмысленным за неимением таковой.

Донской Алексей Владимирович

24 Декабря 2010 г. 00:21 #4
-0+
Большое спасибо Уважаемому Валентину Михайловичу за данную статью.
Хотелось бы уточнить - а каков был итог рассмотрения комиссии по модернизации и технологическому развитию?

Yuri

24 Декабря 2010 г. 21:50 #5
-0+
огромное спасибо за статью, сначала она была на другом ресурсе, где не было возможности оставлять комментарии.  Так же на днях, увидел передачу по каналу "Моя планета".
 
Хотелось бы услышать мнение автора о дальнейшем будущем флота РФ (как ВМФ, так и гражданского).
 
Спасибо заранее.

Речник

25 Декабря 2010 г. 11:14 #6
-0+
Все идут за инновации, но так-таки надо что-нибудь делать. А вот тут предлагают 9 проектов - главная страница Корабел - наверху красная строка (профессора ГМТУ...  Может это те ииновации, что предлагает г-н Пашин В.М.? Или это совсем другие? Так когда объявят эти тендеры?

С.Климашевский

29 Декабря 2010 г. 19:10 #7
-0+
Если начались разговоры об «инновационной экономике», то этому понятию надо было дать формулировку и раскрыть его содержание. Хорошо, что это сделал академик – кораблестроитель, так как кораблестроение одна из отраслей, на которую «завязаны» практически все отрасли промышленности, начиная с металлургии и кончая (перефразируя слова другого академика от кораблестроения - А.Н.Крылов) гинекологией.
От Валентина Михайловича чего-то другого было трудно ожидать. Разложил всё по полочкам, как учил наш первый начальник В.С.Дорин.
Только всё это напрасное метание бисера. Никого инновации не интересуют, а говорится для вида заботы об экономике, и чтобы задурить в очередной раз голову электорату. И потом, если говорим о рыночной экономике, то она сама должна, по теории, быть заинтересованной в инновациях для повышения конкурентоспособности без всяких президентских инициатив. Но дело в том, что в России никакой экономики нет и никому инновации не нужны. «Эффективные» менеджеры шуруют в первую очередь для собственной выгоды. Поэтому вкладывая государственные деньги в любой проект, они думают как бы получить «откат». Тут-то и появляются инновационные проекты новых КБ с деловыми начальниками. Старые КБ так работать не научились и не будут – честь дороже. В упомянутых инновационных проектах нововведения зачастую просто модные решения, экономически не обоснованные.

Донской Алексей Владимирович

29 Декабря 2010 г. 21:18 #8
-0+
Станислав Николаевич!
Вы пожалуйста за себя говорите. Вас инновации не интересуют, а вот нас интересуют! :-)
Имеются в виду инновации от ЦНИИ Крылова

Yuri

29 Декабря 2010 г. 21:27 #9
-0+
все складывается из мелочей, они в этой статье есть.

Рыдловский Владимир Петрович

30 Декабря 2010 г. 10:02 #10
-0+
Согласен с мнением С.Климашевского - инновации у нас никому не нужны. Вот только два примера.
Пример 1. Предприятие разработало и внедрило на двух танкерах и двух буксирах электрообогреваемые поручни и панели для борьбы с облединением
переходного мостика и других частей судна. Обращались к проектантам, судозаводам, судовладельцам - больше никому это не требуется!
Пример 2. Предприятие получило патент,разработало РКД и провело межведомственные испытания на обновленную конструкцию кабельной подвески, которая позволяет увеличить объем заполнения кабелями на 30%. Попытки внедрения уперлись в то, что проектанты говорят, пусть судозавод  даст согласие, а завод говорит - нововведения - это дело проектанта.

С.Климашевский

30 Декабря 2010 г. 13:23 #11
-0+
Что это Вы господин Грубов соловьём разливаетесь. Не Вы ли недавно писали о пыли и мышах в НИИ?

Донской Алексей Владимирович

30 Декабря 2010 г. 14:20 #12
-0+
А не пробовали сначала узнать требуется или нет? Или спросить - что требуется? Автор же об этом и пишет - анализ востребованности. А то - типа обиделись и решили, что никому ничего не нужно :-))

Рыдловский Владимир Петрович

30 Декабря 2010 г. 14:49 #13
-0+
Вы попробуйте в ЦКБ или на заводе узнать, какие им требуются инновации, тогда поговорим.

Донской Алексей Владимирович

30 Декабря 2010 г. 17:46 #14
-0+
А причем здесь ЦКБ и Завод? Они производители для для конкретных потребителей (Заказчиков). Конечные потребители - судовладельцы, операторы, управляющие и менеджерские компании и фрахтователи тоже иногда.
Если Ваша иннвация связана с технологией постройки судов или скажем оптимизацией проектирования тогда Ваши конечные потребители Завод и ЦКБ. Если Ваша инновация не востребована - значит она либо никому не нужна, либо для ее коммерциализации еще не сформировались условия - ее время еще не настало.
Вы-то на что жалуетесь ? На то, что сделали что-то не нужное или на то, что опередили время, а Вас не понимают?

Yuri

30 Декабря 2010 г. 22:31 #15
-0+
а что такого нового в греющем кабеле? и уж  более того кабельной подвеске - есть кабель - 1\3 по весу и - 1\2 по объему от традиционного.

Донской Алексей Владимирович

30 Декабря 2010 г. 22:46 #16
-0+
Ну как же!
Когда изоляцию пробивает - поручни по рукам "шарашат" - экипаж тонизируют
А что такое "панели для борьбы с облединением" я не совсем понял. Здесь видимо в "облединении" в четвертом знае опечатка (раз уж тут "панель" упомянута)...
Извините за юмор - нервы ни к черту - работа такая ! :-))

Yuri

30 Декабря 2010 г. 23:31 #17
-0+
для Владимира Петровича
 
вот и вся фишка - найти что и найти кому.
 
насколько я понимаю - ждать чудес от людей не в теме - мне кажется не  стоит.
 
касательно "что" - лучше судовладельца или экипажа - никто не расскажет об истинном положении вещей. все - мое мнение.
 

P.S. - всех с наступающим!

Грубов Дмитрий Александрович

31 Декабря 2010 г. 09:38 #18
-0+
Вы, господин Климашевский, невнимательно читали мой опус. Я писал о двух видах подразделений в НИИ - одни "с мышами", другие - при работе. Печально, что те, кто при работе, вынуждены содержать за свой счет тех, кто "с мышами".

Донской Алексей Владимирович

31 Декабря 2010 г. 14:58 #19
-0+
Может там можно котов завести?

Донской Алексей Владимирович

03 Января 2011 г. 20:53 #20
-0+
По следам обсуждения хотелось бы задать вопрос уважаемому Валентину Михайловичу:
При появлении некой инновационной разработки возможно ли провести ее экспертизу и анализ востребованности в "Крыловском научном центре" и получить соответствующее заключение и рекоммендации. Существует ли регламент проведения экспертиз подобных "сторонних инновационных разработок"?
С уважением, А.Донской

Рыдловский Владимир Петрович

04 Января 2011 г. 18:19 #21
-0+
для Yuri
В СССР на каждом предприятии был такой "темник", в котором перечислены конкретные технические задачи, решение которых приведет к повышению эффективности производства. В настоящее время я видел такой очень подробный "темник" у одной из наших нефтедобывающих компаний.
Для разработки и внедрения инноваций необходимо вернуться к таким "темникам" и размещать их на сайтах соответствующих предприятий для привлечения всех заинтересованных к решению поставленных задач.
Предлагаю участникам этого портала попытаться сформулировать такие задачи в рамках своей компетенции. За границей существуют отдельные порталы, где фирмы выставляют свои задачи и предлагают оплату за идеи,направленные на решение указанных задач.

Донской Алексей Владимирович

04 Января 2011 г. 18:32 #22
-0+
Очень хорошая мысль!
Почему бы не создать такой раздел в Корабеле?
И необязательно это должны быть инновации. Экспертиза предлагаемых решений может быть как раз в ЦНИИ Крылова.

Рыдловский Владимир Петрович

04 Января 2011 г. 20:56 #23
-0+
Создание такого "темника" - должно быть одной из главных должностных обязанностей главного инженера или технического директора завода,ЦКБ или судовладельца.
Для экспертизы технических предложений на предмет целесообразности финансирования НИОКР  заказчик (завод, ЦКБ, судовладелец) вправе выбирать любых экспертов,которым он доверяет, но после заключения договора о нераспространении конфиденциальной информации.

Грубов Дмитрий Александрович

07 Января 2011 г. 23:27 #24
-0+
Алексей Владимирович, похоже, г-н Климашевский (как и многие другие) не понимает разницы между "инновацией" и "инвестицией".

Грубов Дмитрий Александрович

07 Января 2011 г. 23:34 #25
-0+
Уважаемый Владимир Петрович, мы ведь с Вами по данному вопросу практически все обсудили. Сегодня, увы, то. что вы сделали на "Ульянове", в России невостребовано, ибо нет соответствующих судов. Завтра - будет востребовано.
Российские проектанты в вопросах "винтеризации" ничего не понимают, ибо тема для них новая. Заводы - тем более. Судовладельцы (серьезные) - понимают, но суда заказывают за рубежом, с классами "винтеризации" LR и DNV. Вот и весь сказ.
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.

Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
E-mail:
Пароль:


Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".

Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".