ФОРУМ КОРАБЕЛ.РУ
Сломался последний лоцманский катер "Росморпорта"Тема закрыта для комментирования
Перейти к источнику

Носов Борис Алексеевич

21 Декабря 2010 г. 13:55 #1
-0+
Ещё в начале 2001 года наша компания БАЛТТЕХНОПРОМ вела переписку и переговоры с Рбществом морских лоцманов во главе с Егоркиным и Бурштейном о создании лоцманского катера нового поколения. Видно через 10 лет это придётся делать Росмортпорту или Минтрансу.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ПО СОЗДАНИЮ ЛОЦМАНСКОГО КАТЕРА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Исходя из требований обеспечения наибольшей эффективности лоцманских операций необходимо придание используемым плавучим техническим средствам следующего сочетания технических характеристик:
1. высокой скорости движения,
2. способности выполнения функций в тяжёлых ветро-волновых условиях (высо-кая мореходность),
3. высокой остойчивости, необходимой при использовании на борту судна подъёмных механизмов,
4. наличия открытых площадей на палубе, необходимых для размещения специа-лизированного подъёмника и бортовой шлюпки со спускоподъёмным устройст-вом,
5. достаточной грузоподъёмности, необходимой для размещения специализиро-ванного подъёмника и бортовой шлюпки со спускоподъёмным устройством,
6. наличия электрических и гидравлических систем питания специализированного оборудования,
7. наличия резерва площадей и водоизмещения для возможного расширения спектра функций, выполняемых судном.
Рассмотрим особенности ныне создаваемых лоцманских катеров.
В настоящее время при проектировании подобных судов технического флота, близ-ких по типоразмеру, сложилась тенденция выполнять их длиной 15-17 м., с двигате-лями  2 Х 500 л.с. на скорость до 25 узлов. Это позволяет обеспечить приемлемые свойства судна по скорости, мореходности и вместимости. Однако такой подход однозначно диктует необходимость обеспечения высокой энерговооружённости судна и придания корпусу способности глиссировать. В свою очередь это не позволяет получить мореходность такого объекта более 2 х-3 х баллов, да и скорость на волнении снижается более чем в 2 раза. К тому же и водоизмещение судна нельзя увеличивать сверх определённого значения без неизбежного роста мощности двигателей, а, значит, и стоимости всего судна.
Вместе с тем, учитывая тенденции расширения функций, выполняемых такими судами, было бы весьма полезным увеличение скорости на волне до 23-25 узлов, ав-тономности по запасам хода до 300 миль, мореходности до 4-х баллов. В перспективе модификации такого судна могут быть дооборудованы и средствами спасения, и легководолазным оборудованием, и т. п.
В качестве перспективного лоцманского катера («лоцманский катер – плюс») мы предлагаем разработанную нашими специалистами и апробированную на практике катамаранную компоновку в сочетании с обводами, использующими эффект «волно-вихревого взаимодействия». Не вдаваясь в подробности гидродинамики, изложен-ной в ряде опубликованных нами научных работ, отмечаем, что применение данной компоновки и обводов позволяет резко снизить энерговооружённость судна и существенно повысить его мореходность.
Сравните: 1) - сопротивление движению 16-и метрового катера водоизмещением 22 тонны с плоскокилеватыми обводами (глиссирующего) на скорости 25 уз. составляет примерно 3,7 тонны. Для создания такого упора к движителям требуется подвести мощность более 2 х 370 кВт.
2) - сопротивление движению 19-и метрового катамарана водоизмещени-ем 22 тонны с «нашими» обводами на скорости 25 уз. составляет 2,2 тонны. (Гидро-динамическое качество на той же скорости почти в два раза выше!). При этом обво-ды судна (подъём батоксов в корме) позволяют разместить в кормовом подзоре греб-ные винты оптимального диаметра, что сразу даёт увеличение К.П.Д. движителей до 65-68%. В итоге потребная мощность энергетической установки снижается до 400 кВт (2 х 200)!
.Сопоставляемые компоновки отличаются и мореходными качествами. Выпол-ненный анализ показывает, что приемлемые перегрузки при движении на волнении глиссирующих катеров имеют место при волнении не выше 3-х баллов и почти не за-висят от размеров судна. Указанный вывод подтверждается опытом эксплуатации глиссирующего ракетного катера «Молния» водоизмещением 550 тонн, для которого перегрузки при движении на 4-х балльной волне оказываются чрезмерными. По срав-нению с «Молнией» движение 100-тонного «Сокола» (разработка БАЛТТЕХНОПРО-Ма) на 4-х–5-и балльной волне по ощущениям пассажиров не отличается от движения междугородного автобуса по шоссе. Замеры показывают, что наша компоновка и об-воды обеспечивают двукратное снижение вертикальных перегрузок на волнении по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.
С точки зрения общепроектных характеристик предлагаемая компоновка выгод-но отличается повышенной остойчивостью, большой площадью палубы, свободой в размещении необходимых помещений и оборудования. Небольшое увеличение мас-сы корпуса катамарана по сравнению с однокорпусным судном многократно оку-пается снижением строительной стоимости и низкими эксплуатационными расходами, являющимися следствием низкой потребной мощности энергетической установки.
Отдельно следует остановиться на экономических преимуществах предлагаемо-го подхода. Именно универсальность разработанного судна, являющегося основой для целого ряда модификаций, позволит организовать серийное строительство этих объектов. А только это и может существенно снизить себестоимость каждого экземп-ляра, что необходимо как для эффективного использования, так и для возможной вы-годной реализации судов сторонним организациям. Хорошо известно, что головное судно по стоимости превышает серийное (обычно седьмое) в 1,75 раза.
Приводим в качестве примера возможное сочетание характеристик универсального судна на основе разработок катамарана нового поколения в вариантах длиной 16,5 и 19,5 м.
Вариант №1 Вариант №2
Длина габаритная 16,5 м. 19,5 м.
Длина по ВЛ 16,0 м. 19,0 м.
Ширина габаритная 7,2 м.   9,0 м.
Ширина одного корпуса по ВЛ 1,9 м.   2,2 м.
Высота палубы основного корпуса 2,4 м.   2,4 м.
Высота габаритная 7,5 м.   7,5 м.
Высота до несъёмных частей судна 5,4 м.   5,4 м.
Осадка 0,7 м.   0,8 м.
Водоизмещение полное 8 - 10 тонн.   20 – 30 тонн
Дедвейт 2,5-3,0 т.    6,5 – 9,0 т.
Скорость хода максимальная 25 уз. 25 уз.
Мореходность до 4-х баллов включительно.
Мощность главных двигателей 2 х 150 кВт. 2 х 250 кВт.
Расход топлива 60 кг/час 100 кг/час
Запас топлива 1500 кг. 2500 кг.
 
Дальность хода 600 миль 600 миль
Экипаж 2 чел. 2чел.
Площадь каюты отдыха экипажа 6 м 2. 6 м2.
Площадь салона
(спасатели, пассажиры, лоцманы) 15 м 2. 25 м 2.
До 15 чел. До 25 чел.
Оборудование и снабжение - по правилам Морского Регистра Судоходства.
Для сопоставления приводим соотношение параметров разработанного нами судна с традиционным глиссирующим вариантом лоцманский катера – спасателя.
А
№п/п ПАРАМЕТРЫ,
улучшающие свойства судна
при своём уменьшении Единицы
измерения Разработка
БАЛТТЕХНОПРОМа Традиционное глиссирующее судно
1 2 3 4 5
1 Удельная мощность, необходимая для обеспечения скорости 25 узлов, N / D, [kW / т] 60% 100%
2 Падение скорости на допустимом вол-нении [узлы] 30% 100%
3 Удельный расход топлива
на тонно-милю [kG/ ton*mile] 60% 100%
Б
№п/п ПАРАМЕТРЫ,
улучшающие свойства судна
при своём увеличении Единицы
измерения Разработка
БАЛТТЕХНОПРОМа Традиционное глисси-рующее судно
1 2 3 4 5
1 Относительная высота допустимого волнения, h волн./ D^0,33 148% 100%
2 Допустимое волнение по шкале Бо-форта, [баллы] 130% 100%
3 Скорость на допустимом волнении [узлы] 200% 100%
4 Предельный кренящий момент [т*м] 400% 100%
5 Площади для размещения
специального оборудования [м2] 300% 100%
6 Запас плавучести [м3] 250% 100%
 
Как видно из приведённых таблиц, преимущество по техническим и эксплуатацион-ным параметрам сохраняется за судном, разработанным БАЛТТЕХНОПРОМом. При этом наблюдается существенное превышение характеристик по всем статьям без ис-ключения.
Произведённые оценки также показывают, что строительная стоимость нового судна примерно одинакова как при строительстве лоцманского катера традиционной схе-мы, так и по новой перспективной разработке.
Всё вышеизложенное позволяет нам рекомендовать в качестве нового типа лоцман-ского катера разработку ООО «БАЛТТЕХНОПРОМ». Высокие технические и эксплуа-тационные параметры, приспособленность к различным вариантам комплектации оборудованием, а также наличие значительных площадей и запасов плавучести и ос-тойчивости делает предлагаемое судно наиболее перспективным.
Нет никакого сомнения в том, что в дальнейшем данное судно послужит базовым объектом для целого ряда модификаций судов технического флота. Будучи постав-ленным на серийное производство, оно сможет иметь настолько низкую себестои-мость по сравнению с отечественными и особенно зарубежными аналогами, что по-зволит нынешнему Заказчику в будущем рассмотреть целесообразность продолжения строительства и дальнейшего развития класса таких судов в коммерческих целях.Показать комментарий целиком
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.

Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
E-mail:
Пароль:


Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".

Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".