Полностью можно согласиться с автором статьи, кроме одного. Уважаемый Всеволод Казимирович ждет, что руководство министерств заинтересуют его выкладки, кстати безупречно сделанные. Все факты и предложения буквально кричат – примите нас. Этого не произойдет, От министерств, в том старом, советском понимании, остались только ножки да рожки. Современные российские министерства непонятно чем занимаются. Если бы они занимались тем, чем надо – им непременно потребовались бы услуги отраслевых институтов, они не смогли бы руководить развитием отрасли без них. Кроме этого им потребовались бы услуги Госплана, Минфина и т.д. Раньше была СИСТЕМА. Сейчас ее нет – мы придатки международных корпоративных систем, их сырьевая база. Это давно пора уже усвоить. (Это не Вам, Всеволод Казимирович)
Возможно произойдет чудо, и в государстве поймут, что без собственной организационной структуры нам крышка. Тогда искоренят коррупцию, отнимут пилы и откаты, все займутся делом. Ваши разработки, Всеволод Казимирович, тогда ой как понадобятся. Будем надеяться, ведь надежда умирает последней.
Положительным моментом данной статьи является то, что автор хотя бы открыто не просит денег для развития НИИ у государства.
Но откуда взялись эти отраслевые НИИ, тогда как у государств с нормальной экономикой их просто нет? Есть частные структуры, которые успешно конкурируют между собой и у них даже мысли нет об отмене конкурсов, так как это их источник сосуществования и выживания.
Автор правильно говорит про академическую науку, эффект от которой может наступить через десятилетия, а может и того больше. Поэтому она, на ряду с образовательными институтами и университетами, должна в полной мере получать государственную поддержку. А остальные – извините. Вкалывайте.
Так все же откуда взялись наши отраслевые НИИ? Как и отрасли (промышленные министерства) они появились на заре советской власти, как попытка пролетариев перековать «гнилую» интеллигенцию. Для чего их (интеллигенцию) собрали под замок в шараги, назначили вертухаев, и перековка пошла. Отбракованных отсылали в места не столь отдаленные для более жесткой перековки. Впоследствии все это назвали отраслевыми НИИ, ЦКБ и прочими там ГИПРО с их секретностью и прочей там дребеденью.
Потому они никак не вписываются в современную экономику – она им чужда. И, поэтому, автор прав, что конкурсы, объявляемые государством, никак не вяжутся с государственным статусом НИИ. Выходит, что государство за свой счет содержит эти институты, чтобы они оспаривали право работать у того же государства. Зачем это нужно государству? Не проще ли применить власть? Что государство и делает – пример с «Мистраль». Все ЦНИИ и ПКБ по боку. Так зачем же они нужны?
Пора всем на вольные хлеба. Ничего, не бойтесь, не страшно. Ну, ежели кто-то лишится насиженных мест. Только и всего. Ничего не пропадет – пропадать нечему.
А вот, как автор сам называет, «западный» способ заслуживает особого внимания государства. Так как примеров «пионерских» прорывов, особенно в судостроении со времен царской России, мы от наших НИИ не видели. А у них, у «вражин» - «Кремневая долина», в основе которой лежит частный (других нет) Стенфордский университет с «Apple» в гаражном боксе. И Бил Гейтс – студент-недоучка (правда из Гарварда) в рваных джинсах, создавший величайшую корпорацию в мире с ее инновациями, которые использует весь мир и множество других компаний, известнейших на весь мир, которые начинали в гаражах. И такое происходит не только в кремневой долине, и не только с электроникой. А нашим «яйцеголовым» докторам и кандидатам такое слабо?
Хорошо, что государство стало это понимать и делает попытки в этом направлении. Есть надежды, что и у нас Бил Гейтсы появятся. Смотрите, не проспите.Показать комментарий целиком
Снимаю шляпу, Господин Рыбаков!. Вы праямо в точку. Спасибо за то, что напряглись и правильно прокомментировали эту дребедень про отраслевые институты. Здесь, в Норвегии, к стати они есть в каком-то роде и даже государственные или государственно-частные, но исключительно все занимаются исследованиями на коммерческой основе и зарабатывают деньги. Государство выделяет средства на фундаментальные исследования. Остальной НИОКР ведется на коммерческой основе. Средвтва, выделяемые государством, но это минимум, остальное сами. Коммерческие разработки начинаются по иничиативе КБ, верфей или судовладельцев и начальная стадия исследований проходит там, но когда возникает потребность в более высоком уровне знанийй и более глубоких исследованиях, обращаются к таким институтам. Вот и вся петрушка.
Уважаемый Виктор Васильевич!
К сказанному Вами о современных министерствах могу добавить, что не только они, но и высшее руководство страны страны непонятно чем занимаются. То носятся с лампочками, то строят силиконовую долину, не зная даже , что это такое. Но в целом-то понятно чем. Разрабатывают госпрограммы, подготовив заранее под них частные предприятия, и дают сами себе заказы на выполнение этих программ. Всё остальное никого не интересует. Поэтому зря мы здесь тратим время, разве что для общения друг с другом.
Немного об отраслевых НИИ. Они были мозговым и центрами соответствующих министерств. А это значит, что отрасли развивались на научной основе, комплексно. Здесь холодный сапожник частного предприятия ничего путного сделать не может. Разрабатывались программы развития отрасли, под них проводились НИОКР, строилась экспериментальная база. У нас в институте, например, была создана лаборатория, где на прочность и надёжность испытывались натурные перекрытия. Соответствующие стенды имеют размеры многоэтажных зданий. В результате в СССР были построены первые в мире суда с большим раскрытием палуб - это был прорыв. После них пошли контейнеровозы и лихтеровозы. О каком университете или частной лаборатории можно говорить?
Но возвращаясь к статье можно сказать - всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Полностью поддерживаю Всеволода Казимировича. Очень грамотное изложение проблемы и столь же грамотные предложения. Видно, что человек немало поработал, прежде чем дать такие рекомендации. И, как настоящий ученый, автор просто не подумал (а может, просто, не сказал) о деньгах. А кто платить-то будет? В связи с эти вопросом, полагаю, что были бы справедливы условия, когда мелкие (и не только) предприятия промышленности являлись бы заказчиками научных разработок.
Хорошо, что Всеволод Казимирович затронул такой вопрос. Он очень актуальный, но непростой, этот вопрос, его "с кандачка" не решить. Но в конечном итоге все упирается в эффективность, в эффективность работы исследовательских организаций, в эффективность продукции и технологий. Думаю , дело не в молодежи, дело в самой системе. Возраст в науке - не показатель, это не кирпичи таскать. Считаю, что все решаемо. По жизни мне пришлось работать и в советском всесоюзном технологическом судостроительном НИИ и уже в сегодняшнее время посещать занятия российских гуру бизнес-образования в рамках программы MBA и понял, что если очень захотеть, то все можно перестроить. Сейчас занимаюсь вопросами организации вузовской науки, причем пока без какой-либо компенсации, нарабатываю задел. Считаю, что серьезные комплексные системные направления, как судостроение, самостоятельно вузы просто не потянут, сама внутривузовская система не синергетична. Там каждая кафедра, как отдельное государство, что-то от феодализма. По сути, функциональное управление, а не процессное. Вузы необходимо привлекать на конкретные проблемы и направления. Считаю, что нельзя безоговорочно отрицать советский наработанный опыт. Например, если бы не прекратили строительство экранопланов типа "Орленок", "Лунь", а еще более усовершенствовали их, да и вооружение бы к ним подогнали соответствующее, так что об импорте военных кораблей, возможно не было бы и речи. А это ведь, продукция советского КБ, а не "шарашки". Многое зависит от руководства, как в бизнесе, так и на государственных предприятиях. Когда я занимался вопросами анткризисного управления, сделал вывод; нет кризисных предприятий, есть кризисные руководители. Если нельзя поднять предприятие отдельно, его можно "ввернуть" в систему. Если такой системы нет, ее можно создать. Надеюсь, что такая дискуссия может сообща вывести на конструктив.Показать комментарий целиком
А теперь по порядку:
Заинтересованность молодежи. Нет смысла разводить околонаучный планктон, сначала нужно набрать хотя бы какой-то практики, потом это и преобразовывать в научный потенциал. Это в теоретической физике, математике и т.д., чем раньше привлечешь, тем лучше, в прикладных - по-другому.
Инновационное развитие. Руководство страны пытается побудить к инновациям, но за всех оно решить не может. На местах привыкли работать по «старинке» и раскрутить такой инерционный маховик не просто.
Относительно места прикладной и фундаментальной наук. Эти грани практически стерты. Жизнь заставила и фундаментальную науку заниматься прикладной деятельностью, чтобы как-то выжить. Если строго разграничивать их поле деятельности, то многое теряется на стыках, потому что в стране процессное управление еще практически не работает. Фундаментальная наука практически вся государственная, а государство работает только по вертикали.
Пренебрежительное отношение к отраслевой науке – вещь довольно субъективная. У нас большая часть НИИ после приватизации лишь номинально принадлежат отрасли, на самом деле работают не по профилю.
О морском транспорте. Это понятие стало расплывчатым. Есть отдельные примеры типа «Совкомфлота», но морской транспорт утратил былую системность, как в построении, так и в своем развитии. Здесь надо много воссоздавать заново на системной основе с помощью государства, иначе государство потеряет еще больше, чем уже потеряло. Здесь как раз функция «Союзморниипроекта» должна быть если не определяющей, то весьма весомой.
Теперь о проблемах: разработка перспективы развития морского транспорта в рамках прогнозов социально-экономического развития, федеральных и отраслевых целевых программ, транспортных стратегий и др. – это скорее архаизм, хотя и справедливо по форме. Необходимо осуществлять собственные форсайтные (опережающие)исследования, потому что цена прогнозов слишком велика, и эти прогнозы таковыми являются скорее по форме, нежели по содержанию. За рубежом есть Элвин Тоффлер,Пол Саффо, а у нас все наоборот – политические партии с их волюнтаристическими призывами.
Относительно координации, логистики и т.д. Здесь у нас большие проблемы. Все говорят, что надо взаимодействовать, но каждая отрасль при этом считает себя главной. С подачи российской научной среды появилось словосочетание «интегрированная» логистика, которая сама по себе имеет интеграционный характер, Одним словом: «масло масляное». А поскольку главными "закоперщиками" логистики в нашей стране являются выходцы из транспорта, госснаба и.т.д., то и разделили логистику на транспортную, снабженческую и т.д. хотя логистика – универсальный инструментарий менеджмента, и соль ее – в оптимальном управлении. В результате вместо объединения - картина обратная, даже на уровне теории, не говоря уже о практике. Бизнес работает практически интуитивно. В качестве позитива отмечу пока Виктора Ивановича Сергеева с МЦЛ.
Дальше комментировать пока не буду. Отмечу только, что по правилам «мозгового штурма» любое предложение рассматривается, даже если на первый взгляд оно кажется «бредовым».Показать комментарий целиком
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+