Сегодня на портале "Корабел.ру" мы предлагаем читателям познакомиться с соображениями о проблемах и перспективах отечественных речных круизов человека, которого смело можно называть одним из самых компетентных специалистов в этой сфере. Специально для нашего сайта написал статью Александр Соснин, председатель Совета директоров круизной компании "Инфофлот". Перейти к новости
Круиз на Вятке на двухпалубном теплоходе "Василий Чапаев" в первые дни открытия речной навигации это настоящий региональный праздник! Информация об этом событии идёт в социальных сетях почти в режиме он-лайн от самого Председателя Совета директоров СК "Инфофлот" Александра Соснина. Это флагман капитан-директор речного круизного флота России!
Спасибо, но эти круизы - плод труда профессионального коллектива береговых работников и плавсостава, а еще и смежников: путейцы, экскурсионные компании, ... Для меня они всегда самые лучшие и настоящие флагманы! :)
Когда была централизованная экономика, отраслевой подход был закономерен, потому что всем управляло государство. Сейчас должна быть совместная работа с обязательным включением территорий. Это характерно, для всех видов флота. Без этого прогресса ждать придется очень и очень долго, пока не объединят усилия. А для этого надо менять подход к управлению и образованию в отраслевых вузах.
Подкину две небольшие бизнес-идеи для А.Соснина:
- двухпалубники проекта 305 могут ходить по Вятке до исторических городов Малмыж и Уржум вплоть до середины июля (а в 2015 году глубины позволяли ходить вплоть до сентября)
- если есть "авиационный круиз", то можно организовать и "катерно-лодочный круиз" по Вятке, поскольку в вятских городах Сосновка и Вятские Поляны сегодня работают семь фирм, которые производят в общей сложности свыше ста моделей катеров, мотолодок и гребных лодок. В Сосновке даже ходить далеко не надо - фирмы располагаются на территории судозавода
Владимир Васильевич, спасибо, мы прорабатывали круизы по Вятке на летнее время, изучали статистику по уровням воды. Гарантировать проход судна с осадкой 160 см до Уржума (Медведка) до середины июля, к сожалению, невозможно. Малмыж - да, но там нет удобного места подхода для такого судна. Ездили, все изучали.
Катеро-лодочный круиз в каком-то виде обсуждали, как раз применительно к Вятке. Возможно, когда-то к этому придем, но речь не будет идти о длительных переходах на катерах. Все-таки у нас несколько другой формат отдыха, и соответственно другие, не "походные" ожидания клиентов.
Думается, необходимо отметить два принципиальных момента. Первое - возможности строительства теплоходов - плавучих отелей в России очень ограничены (несколько единиц за десятилетие) и в обозримой перспективе не расширятся. Создание плавучих отелей повышенной комфортности из судов возрастом более полувека подходят к своему физическому пределу, так как "металлолома" пригодного для этой цели практически не осталось, а выводить из эксплуатации теплоход, имеющий первоначальное состояние, чтобы его кардинально перестроить никто не будет, ибо деньги нужны здесь и сегодня, а не через несколько лет. Поэтому, думается, что сложившаяся система теплоходы+круизы будет функционировать в этом виде достаточно долго - до очередных потрясений неизвестного характера (предыдущим таким потрясением была, например, гибель "Булгарии" после чего весь 785 проект вывели из эксплуатации незаслуженно, скажем так). Второе. Сейчас стало дееспособным и финансово содержательным поколение, которое мыслит несколько иными категориями, чем просторные диваны в каютах и богатое меню. Оно живет на других скоростях, привитых им Интернетом. Плестись по Волге неделю, чтобы увидеть три церкви и два монастыря, а остальное время проводить на борту ибо стоянки коротки - для них уже малопривлекательное занятие. Весь мир уже давно развивается сетевыми технологиями. Возьмите Uber, Booking и прочее. Думается, что речная сеть Европейской части России хорошо приспособлена для применения этих технологий. Можно предположить, что будущее речного туризма - это сочетание скоростного железнодорожного, автобусного сообщения и перевозок скоростными судами с вместимостью пропорциональной автобусу по речным участкам, отелей на берегу с WI-Fi и интернет-сервисами, кафе и ресторанов на берегу с возможностью заказа меню через интернет на группу и т.п. И цены на круизы там будут не 5000 руб. в день (кстати у "Водохода" на многих четырехпалубных судах они и сейчас пониже 3500-4000 руб. без скидок), а норма прибыли выше. Вопрос сейчас стот, думаю, так: кто первый сможет?Показать комментарий целиком
И запустить кольцо по Оке, здесь должны корабелы и эксплуатационники вместе подумать. Потому что кризы на водоизмещающих судах будут выгодны на длинных расстояниях, скоростные на коротких. Удивительно, что об этом мало кто хочет думать.
Михаил Эрнстович, комбинированные туры давно и успешно делаются во всем мире, и в России тоже, а в Европе даже как раз с использованием речного транспорта. Клиенты - в основном молодые люди, которых не напрягает необходимость каждый день распаковывать - запаковывать вещи. Это совершенно другой вид отдыха. Что касается речных круизов, то спрос на них во всем мире успешно и динамично растет. Даже если бы это было не так, мы бы все равно занимались речными круизами. С чего нам менять любимое дело на нелюбимое? :)
Сетевыми технологиями в речном туризме мы занимаемся давно и успешно. Кстати, первыми в России сделали полный цикл покупки круиза онлайн, первыми сделали application programming interface (API) для использования наших данных внешними приложениями. Это как круизный оператор. А как круизное агентство мы активно подвигаем коллег, причем не только из России, на разработку своего API (у кого его нет) с целью создания удобной системы продаж круизов, чем-то похожей на Booking.com. Поэтому слова "сетевые технологии" для нас не лозунг, а реальность, в которой мы работаем.
А цена путевки бывает и 2 тысячи в день, и 10. Я говорю про среднюю цену по отрасли, а не про то, какая она бывает. :)
Михаил Сергеевич, все это давно и многократно просчитывали. Круизы на скоростных судах по своей экономике делать нецелесообразно. И даже использование скоростных судов в качестве обычного транспорта в некаютном варианте сегодня возможно либо на дотируемых маршрутах, либо на таком раскрученном туристическом направлении, как Санкт-Петербург - Петергоф.
В СССР в комбинированных речных турах участие принимал неоднократно. В России о сколько-нибудь регулярных комбинированных речных турах слышать не приходилось. Пока. Скоростного флота в России тоже почти не осталось. Сетевые технологии, они ведь не от слова "Интернет", как у нас часто думают, а от слова "сеть" - множество элементов определенным способом связанных между собой. Городской транспорт - сетевой. Автобусные перевозки во многих регионах, да и на федеральном уровне становятся сетевыми. До рек пока дело не дошло, но думаю, что ждать этого долго не придется.
В Сибири, насколько мне известно, уже существуют туры с использованием АСВП. Хотя условия там спартанские. Впрочем, даже на п/х "Комсомолец" - единственном пассажирском судне на Байкале в 80-х годах прошлого века они были вполне спартанскими. В Сибири к этому проще относятся. По Лене на сотни километров народ возят на катерах и моторных лодках. А на "Восходах" и "Метеорах" там возить, как выясняется, невыгодно. Поэтому "Восходы" с "Метеорами" идут на слом или продажу в Китай, а лодки и катера - везут пассажиров (а среди них и туристов). Поэтому когда начнется более-менее массовое производство скоростных бюджетных судов так сразу на реку придут сетевые технологии.
Михаил Эрнстович, давайте определимся, о чем мы говорим - о компьютерных сетевых технологиях или о транспортных сетях (тогда причем здесь booking.com)? И давайте не путать речные круизы с речными пассажирскими линиями.
Все "букинги" связывают через Интернет РЕАЛЬНЫЕ объекты. Мы говорим о перевозке организованных туристических групп (от 3 до 45 чел.) по железным дорогам, автомобильным дорогам и внутренним водным путям, рассматриваемым как единая сеть. При этом в узлах сети находятся отели, рестораны, достопримечательности и места развлечений. В связях между узлами - скоростные поезда, автобусы, скоростные суда. Система бронирования мест в отелях, групповых билетов на транспортные средства и их оплаты, заказов меню в ресторанах и кафе и прочего - через Интернет. Маршруты формируются через предпочтения и варьируются в зависимости от склонностей каждой из групп (условно Монастыри - Аквапарки). Примерно так.
Упрощенный пример: Москва - Нижний Новгород - скоростной поезд "Стриж" - 4 часа - Нижний новгород - экскурсии и развлечениия - 1 сутки - скоростное судно типа АСВП Муром (экскурсия) - Касимов (экскурсия, ночлег) - автобус - Константиново - автобус - Рязань (экскурсия, ночлег) - скоростное судно типа АСВП - Коломна (экскурсия, + автобусная экскурсия в Зарайск) - экспресс Москва - 2 часа. Отели в зависимости от предпочтений. Экскурсионная программа типа "Древняя Русь". Но есть развлечения и для детей и молодежи. Весь круиз может уложиться в 4-5 суток, что может быть вполне привлекательно. Вторая группа движется навстречу из Коломны в Нижний, исключая пустые пробеги АСВП и автобусов. Что самое интересное и важное - это то, что использование АСВП делает такой маршрут круглогодичным.
Это уже будет не круиз, и не развитие понятия "круиз". Это обычный комбинированный маршрут, совершенно другая специфика. При увеличении объемов на помощь организаторам таких маршрутов придут сетевые технологии, это вполне естественно. Но все же круиз - это другая категория отдыха, и одним из принципиальных моментов является отсутствие необходимости ежедневно распаковывать вещи.
Господин Францев! Вы неверно определяете целевую группу потребителей круизов. Это помимо пенсионеров еще и семьи с детьми, и офисные менеджеры с нервным истощением. Им эти комбинированные круизы с АСВП нафиг не нужны. Им даже стоянки нужны не для обозрения монастырей, а чтобы прогуляться или поучаствовать в интерактивных мероприятиях типа "Авдотьиного чая". Основная цель в круизах для них - размеренное общение, анимация, концертная программа, речная инфраструктура, созерцание берега. Но никак не "галопом по Европам" по Золотому Кольцу. Я участвовал в автобусно-теплоходных турах и отношение у меня к ним резко негативное. И суда на СВП хорошо помню, я родом из СССР. И вовсе не хочу их использовать на отдыхе более чем на 1-2 часа, мне релакс нужен.
Вот о чем может идти речь (и что я делаю каждый год) - о пакетных турах типа РЖД Стриж+теплоход. Будет скоростной сидячий поезд до Казани - москвичи начнут массово покупать круизы Казань-Астрахань-Казань или Казань-Москва.
Также речной турист заинтересован в хороших зеленых стоянках. Пример - Коприно.
Я, как речной турист со стажем, который в последние годы привел в Инфофлот и Водоход не один десяток клиентов, хотел бы обозначить, чего нам, потребителям, желательно иметь в речных круизах (направления усовершенствования продукта):
1) Специальная программа для многодетных семей (доп. скидка в некоторых круизах);
2) Наличие у компании хотя бы одного в год круиза с бюджетными ценами, позволяющим отправиться в него людям достатка ниже среднего;
3) Оплата "на борту" всех услуг и товаров картой, выпуск спец. лимитированных карт для использования членами семьи;
4) Получение новой информации (лекции для взрослых, познавательные программы для детей) - в длинных круизах только развлекаловка надоедает;
5) Организация мини-экскурсий для желающих при помощи местного такси и местных гидов, что позволит разнообразить программу экскурсий. Например, можно заранее договориться с владельцами электромобилей в Плесе или владельцами экоферм.
Господин Морозов! Вам нужно покупать путевки на теплоход "Александр Суворов" компании "Водоход" - там сбудутся все Ваши пожелания. Кстати, видимо Вы невнимательно читали мой пост - я же написал, что круизы на теплоходах никуда не денутся, развитие пойдет в другой плоскости, потому что число теплоходов конечно и не увеличится. Кстати, не придумывайте, в СССР туров с использованием АСВП просто не было
Сегодня, по инициативе портала "Корабел.ру", началось обсуждение итогов Круглого стола по вопросам совершенствования внутреннего водного туризма в рамках Гидроавиасалона в Геленджике 22-25 сентября нынешнего года. Статья А.С.Соснина во многом перекликается с его собственным выступлением там и другими выступлениями на Круглом столе. Поскольку здесь есть много интересных и конструктивных предложений, может, есть смысл их объединить?
Главная беда сегодняшних круизов - постоянная отмена дополнительных экскурсий из-за недобора группы в 25-30 человек. Почему нельзя арендовать микроавтобус мне не понятно. На всех стоянках проводятся стандартные, не меняющиеся уже десятилетие экскурсии. Из-за этого часть постоянных клиентов круизных компаний предпочитают самостоятельную организацию экскурсий или вообще покупают круизы по рекам Сибири (Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки). Никакие неудобства на теплоходах не причиняют такие страдания в круизах, как "День сурка" во время экскурсий, к сожалению.
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.
Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".
Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".