Амосов Иван Афанасьевич | | | 1800 - 1878 | | Инженер-кораблестроитель, генерал | Корабельный инженер. Инженер-генерал (1872).
Иван Афанасьевич Амосов родился 12 ноября 1800 года в семье моряка-штурмана А.П. Амосова - младшего брата известных русских кораблестроителей О.П. Амосова и И.П. Амосова. В 1811 году, с согласия родителей, И.П. Амосов определил своего племянника в младший класс Училища корабельной архитектуры.
Здесь И.А. Амосов познакомился с С.О. Бурачеком – в последствии также талантливым ученым-кораблестроителем. После окончания училища в 1818 году они оба были оставлены для преподавания в младших классах. Желая получить практический опыт строительства кораблей, вскоре И.А. Амосов переводится на Кронштадтскую верфь, где участвует в ремонтных работах на фрегатах.
Через три года его производят в помощники корабельного мастера, а в 1823 году переводят в Главное адмиралтейство "иметь смотрение за черчением чертежей". На новом месте талант Амосова раскрылся во всей полноте. Он участвует в создании 84-пушечного корабля "Гангут", затем 110-пушечного корабля "Император Александр I". После того, как совместно с К.А. Глазыриным им в 1832 году был построен 56-пушечный фрегат "Прозерпина", Амосову доверяют руководить строительством больших кораблей на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге.
Здесь он служил в 1833-1853 годах и построил ряд боевых кораблей, в том числе первый в России винтовой фрегат "Архимед"с паровой машиной мощностью 300 л.с. и двухлопастным гребным винтом (1846-1848).
В ходе работы над паровыми судами Амосов спроектировал 3- и 4-лопастные гребные винты и предложил двигательную систему, состоящую из 2 машин и 2 винтов. Одновременно он исследовал силы, действующие на винт, взаимодействие винта с корпусом судна, гидродинамические характеристики винта. Им разработана методика проведения ходовых и швартовых испытаний строящихся судов. С середины XIX века Охтинская верфь полностью переходит на строительство винтовых пароходофрегатов.
И.А. Амосов является автором ряда оригинальных методов соединения элементов корпуса кораблей, оптимального сочетания продольной и поперечной систем набора корпуса, учитывающего специфику вооружения корабля, вибрационной и динамической нагрузки, особенно при артиллерийской стрельбе.
Руководил постройкой 74-пушечных кораблей: "Константин", "Фершампенуа" и "Выборг", фрегатов "Аврора" (56-пушечный), "Прозерпина" (54-пушечный"), "Верность", "Успех", "Надежда" (24-пушечные), "Отважность" (12-пушечный), брига "Парис" (20-пушечный), пароходофрегатов "Грозящий", "Гремящий" и "Отважный" (1832- 1860).
Был инспектором кораблестроительных работ Кронштадтского порта (1860- 1873). Здесь он продолжает усовершенствовать конструкции корабельных систем и отдельных устройств. В 1872 году ему присваивают генеральский чин. В 1873 году стал Членом Адмиралтейств-совета. Его деятельность оказала большое влияние на улучшение тактико-технических данных кораблей российского флота, повышение их мореходности, прочности и боевой эффективности.
В здании высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского (Адмиралтейский проезд, 2.) установлена памятная табличка:
«Здесь учился выдающийся корабельный инженер И.А. Амосов (1800–1878). Построил первый в России винтовой корабль-фрегат “Архимед”». | По данным А.И.Мелуа «Энциклопедия "Инженеры Санкт-Петербурга"», www.shiphistory.navy.ru | |
| |