МОЩНОСТЬ судового двигателя

- A +
величина, определяющая способность судового двигателя производить определенное количество работы в единицу времени. В системе СИ измеряется в киловаттах: 1 кВт=1,36 л. с. = 102 кГс-м/с. Измерение М. производится по косвенным показателям: крутящему моменту и частоте вращения выходного двигателя, давлению и объему в его цилиндрах, силе тока и напряжению приводного генератора и т. д. Крутящий момент измеряется в судовых условиях торсиометрами, динамометрами, частота вращения - тахометрами, давление - индикаторами. Возможно определение М. при помощи графиков по расходу топлива, температуре выпускных газов, соответствию скорости судна и частоты вращения винта и т. д. В теории тепловых двигателей используются понятия внутренней и эффективной мощности. Внутренняя М. двигателя соответствует теоретической работе расширения рабочего тела, уменьшенной на величину внутренних потерь (утечек, трения, окружных потерь и пр.). Для поршневых двигателей (паровая машина, ДВС) она называется индикаторной М. Эффективная М.- мощность на выходном фланце двигателя, то есть мощность, которую двигатель передает потребителю. Она всегда меньше внутренней (индикаторной) на величину механических потерь. Эффективную М. иногда называют тормозной, так как для ее измерения в стендовых условиях применяют тормозные устройства (наиболее распространен гидротормоз). С понятием эффективной М. связаны следующие показатели судовых двигателей: агрегатная М.- эффективная М. турбозубчатых агрегатов, дизель-редукторных агрегатов и газотурбинных двигателей, уменьшенная с учетом КПД входящих в их состав агрегатов; цилиндровая М.- эффективная М. одного цилиндра поршневого двигателя; литровая М.- отношение эффективной М. поршневого двигателя к рабочему объему всех цилиндров; поршневая М.- отношение эффективной М. поршневого двигателя, приходящейся на 1 поршень, к диаметру цилиндра. В эксплуатационных условиях применяется следующая градация эффективной М.: максимальная М.- предельно допустимая М., на которой разрешена кратковременная работа двигателя (1 - 2 ч); номинальная М.- мощность, на которой разрешена длительная непрерывная работа при номинальной частоте вращения вала (иногда с ограниченным ресурсом); полная М.- номинальная М. двигателей, у которых невозможен кратковременный переход на максимальную М.; эксплуатационная М.- наибольшая М., на которой разрешена работа без ограничения ресурса; минимальная М.- наименьшая М., на которой разрешена работа двигателя неограниченное время. На практике применяется также понятие приведенной М.- эффективной М., пересчитанной для реальных внешних условий (температуpa, давление, влажность воздуха и т. д.), отличных от условий, в которых проводились стендовые испытания. При выборе М. главных двигателей в процессе проектирования судна используются следующие понятия: буксировочная (или эффективная) М.- мощность, необходимая для преодоления сопротивления воды движению судна с заданной скоростью; валовая М.- суммарная М. главных двигателей, передаваемая движителям судна; тяговая М.- мощность, соответствующая тяговым характеристикам судна при буксировке (толкании).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Материал о "Мощность судового двигателя" в Морской энциклопедии
  2. Значение термина "Мощность судового двигателя" в Словаре морских терминов
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +