МОРСКОЕ ПРАВО

- A +
совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере морской деятельности. М.П. содержит нормы гражданского, административного, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и международного права, а также целую систему разнообразных технологических норм (звуковые и световые сигналы, знаки, характеристики загрузки судов, их остойчивости и пр.). Нормы морского права развивались в тесной зависимости от внешней торговли государств и применялись первоначально к отношениям, возникающим в процессе перевозки грузов. В дальнейшем их действие распространилось на мореплавание в целом и на все морские суда независимо от назначения. Известны сборники морских обычаев разных стран, например: Храни и Амальфи (XI в.), Олеронские свитки (XI-XII вв.), Монпелье (XIII в.), Морской судебник (XIII -XIV вв.), Валенсия и Визби (XIV в.). В XIV- XVIII вв. обычное М.П. вытесняется законодательным. Например, Морской кодекс Швеции (1667), французский ордонанс (1681), Торговое уложение России (1681), датский кодекс (1683), М.П. Гданьска (1761), Торговый кодекс Франции (1807), Свод законов России (1830), Торговое уложение Германии (1861 -1897) и т. д. Под влиянием М.П. развитых капиталистических государств сложились 4 основные системы М.П.: англо-американская, романская, немецкая и скандинавская, предопределившие пути развития М.П. в других странах. Современное М.П. разделяется на 3 отрасли: национальное М.П.; международное морское публичное право (договоры и соглашения, заключенные государствами, а также установленные ими обычаи по вопросам регулирования разнообразных международных морских отношений) и международное морское частное право, в состав которого входят как коллизионные нормы внутреннего законодательства той или иной страны, так и нормы международных соглашений, участницей которых является та или иная страна. М.П. регулирует правовое положение торгового судна, право собственности на суда, их регистрацию, документы, состав экипажа; административные, командные и хозяйственные правомочия капитана; правовой режим морских внутренних вод, территориального и открытого моря, прилежащей и экономической зоны, архипелажных вод, регионального моря, проливов и заливов, Арктики и Антарктики, безопасность мореплавания; лоцманскую и ледовую проводку; подъем затонувшего имущества; рыбные промыслы; судовую радиосвязь; санитарную и таможенную охрану; государственный надзор за безопасностью мореплавания; технический надзор Регистра; расследование морских происшествий; охрану морской среды и ответственность за загрязнение моря; морское агентирование; морскую перевозку груза и пассажиров; буксировку; фрахтование судна в тайм-чартер; страхование; столкновение судов; общую аварию и спасание, ограничение ответственности судовладельцев; оформление претензий и исков; суд и арбитраж по морским делам и пр. М.П. социалистических стран весьма неоднородно, поскольку, сохраняя черты влияния других правовых систем, имеет одновременно национальные особенности. В основе советского М.П. лежат декреты СНК (о национализации торгового флота, об установлении 12-мильной ширины территориальных вод, о морском транспорте и др.). Принципы советского М.П. нашли дальнейшее закрепление и развитие в К.ТМ, нормативных актах правительства, ММФ, МРХ и др., а также в международных соглашениях, участником которых является СССР. В НРБ действует Кодекс морского судоходства (1970), сходный с КТМ СССР; в ЧССР - система морских законов и постановлений министерства транспорта; в СФРЮ - федеральные законы; в ГДР до 1976 г. применялось Торговое уложение Германии (1897), замененное соответствующими законами; в ПНР - Морской кодекс; в СРР - Торговый кодекс (1887), созданный с использованием принципов итальянского права; в ВНР нет специального М.П., однако, приняты законы, которые включены во внутреннее законодательство. М.П. Англии первоначально развивалось как обычное, основанное на прецедентах. В начале XVIII в. была проведена кодификация прецедентного права в форме Черных книг Адмиралтейства. С XIX в. возрастает значение морских законов. Сотрудничество СССР и других социалистических стран в области судоходства регулируется специально разработанными в рамках СЭВ нормами (например, "Общие условия взаимного предоставления морского тоннажа и внешнеторговых грузов стран - членов СЭВ", 1972). В М.П. Западной Европы представлены 3 основных - английская, романская и немецкая- и некоторые промежуточные системы права - голландская, итальянская. Морские споры находятся в ведении Адмиралтейства и рассматриваются Высоким судом справедливости, а апелляционной инстанцией является палата лордов. Часть дел рассматривается в торговых судах. М.П. скандинавских стран еще в XIX в. имело ряд сходных правовых институтов, но не было идентично, поскольку право Финляндии развивалось под влиянием Устава торгового России (1830), а право Швеции, Норвегии, Дании - под влиянием законодательства Германии. М.П. США состоит из нескольких взаимодополняющих структур: обычного права, связанного с ним прецедентного права, законов штатов и федеральных. Федеральное морское законодательство систематизировано в Своде законов. Для М.П. США характерна традиционно повышенная охрана интересов грузоотправителей и грузополучателей в их спорах с судовладельцами. Немецкая система М.П. воздействовала на морское законодательство Турции, Японии, Швейцарии, Греции. Книга IV Торгового уложения ФРГ (1897) многократно изменялась при включении в нее положений международных конвенций. В М.П. развивающихся стран обнаруживается сильное влияние права прежних колониальных государств, права социалистических стран (в Анголе, Эфиопии, Гвинее, Мозамбике, Йемене) и наметилась тенденция к созданию полностью или частично самостоятельного морского права. В странах Латинской Америки М.П. выражено в торговых кодексах, принятых в большинстве случаев еще в XIX в. и частично измененных в последнее время. Системы права бывших метрополий действуют еще во многих странах - бывших английских колониях. Международное морское публичное право регулирует отношения между государствами в связи с использованием Мирового океана. В его основе лежит принцип свободы открытого моря, согласно которому все государства и народы имеют равное право на пользование Мировым океаном, а также принцип сочетания прав прибрежных и неприбрежных государств. М.П. международное договорное) состоит из ряда правовых институтов, регулирующих отношения в определенной области (например, правовой режим открытого моря, безопасность мореплавания, охрана морской среды). Современный период характеризуется активной разработкой проектов конвенций международными организациями: ММК, ИМО, Комитетом по судоходству, Конференцией ООН по торговле и развитию, МОТ и пр. Наиболее крупными источниками международного М.П. являются Устав ООН, Женевские конвенции (1958), Брюссельская (1910) и Лондонская конвенции по оказанию помощи и спасанию на море (см. Спасание на море), Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., призванные урегулировать все виды деятельности и использования Мирового океана (разработаны III Конференцией ООН по морскому праву). Международное частное М.П. регулирует отношения государственных органов, физических и юридических лиц с иностранными государственными органами, физическими и юридическими лицами по вопросам торгового мореплавания. Правовые нормы, составляющие международное частное М.П., содержатся во внутреннем законодательстве некоторых государств и в международных соглашениях. Несмотря на международный характер торгового судоходства, отношения между разнонациональными организациями в значительной степени регулируются нормами национальных морских законодательств, между которыми имеются существенные расхождения. Поэтому объективной необходимостью стала унификация М.П. Унификация началась в конце XIX в. и продолжается до настоящего времени. Различие социально-экономических систем делает невозможной полную унификацию внутренних правовых норм государств и приводит к использованию метода ограниченной унификации. Унифицированные нормы трансформируются в той или иной форме во внутреннее законодательство государств и, сохраняя автономное значение, применяются, как правило, лишь в сфере отношений. Так, положения КТМ СССР о спасании судов отличаются от положений Международной конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (1910), участником которой является СССР, Правила КТМ применяются прежде всего к внутренним отношениям, а нормы Конвенции - к международным. Известны также универсальные и региональные унификации М.П. (см. Унификация морского права).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Материал о "Морском праве" в Яндекс словари
  2. Значение термина "Морское право" в словаре Академ ик
  3. Понятие Международного морского права
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +