МОКШАН

- A +
названо по имени реки Мокша, притока реки Оки), речное грузовое судно типа барки, использовавшееся в XVII—XIX вв. для перевозки зерна по рекам Оке, Суре и др. М. строили первоначально на 1 рейс, затем срок службы увеличился до 7—10 лет. Приводились в движение одним прямым рейковым парусом или веслами. Управлялись большими потесями на носу и корме, позднее навесным рулем. Имели тяжелую, прочную конструкцию, вертикальные штевни, низкие борта с незначительным разва-лом. Днище из толстых еловых досок, ошва (бортовая обшивка) — из сосновых, скрепленных деревянными нагелями. Пазы конопатили пенькой и смолили. Трюм закрывала двускатная крыша с 4—6 люками. По краям крыши и в оконечностях (на специальных поперечных брусьях — огнивах) укрепляли ходовые площадки, в средней части — казенку (изйу) на 2 комнаты и мачту. М. украшали резьбой, росписью и флагами. Первоначальные размеры: длина 21—35 м, ширина 8—12 м, осадка 1,4—2,1 м, грузоподъемность до 300—500 т. В XIX в. длину увеличили до 85 м, грузоподъемность — до 1000 т.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Материал о "Мокшан" из Википедии
  2. Термин с ловаре Академик
  3. Информация о "Мокшан" в других словарях
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +