МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

- A +
совокупность механизмов и систем, передающих механическую энергию от двигателя потребителю посредством силового взаимодействия своих элементов. По конструкции элементов М.П. делятся на зубчатые, фрикционные, ременные, червячные и цепные. В современных главных передачах наибольшее применение находят зубчатые М.П., основное назначение которых - снижение частоты вращения двигателя, что способствует повышению пропульсивного коэффициента. Скомпонованный в одном корпусе комплект элементов зубчатой М.П. (зубчатые колеса, валы и т.д.), обеспечивает заданное передаточное отношение, называется зубчатым редуктором. Зубчатые редукторы изготовляются с внешним зацеплением (зубья колес нарезаны на внешней стороне) и с внутренним- планетарные редукторы. Последние отличаются компактностью, легкостью, плавностью хода и меньшей шумностью, но более сложны в изготовлении. Основное свойство зубчатых М.П.- сохранение постоянства коэффициента трансформации момента (? = const) и передаточного отношения (< = const) во всем диапазоне режимов работы. Простейшая М.П. (жесткое фланцевое соединение двигателя с валопроводом) имеет k- и <'=!; она носит название непосредственной (прямой) М.П. Широкое применение находят многоскоростные М.П., имеющие /s = var и ('= = var. В настоящее время изготовляют двух- и трех-скоростные М.П. В отличие от гидротрансформаторов значения k и i в них изменяются ступенчато. Общее передаточное отношение для зубчатых редукторов с внешним зацеплением достигает / = 0,08. При i^.Q,6 применяются многоступенчатые редукторы (колеса одноступенчатых редукторов имеют очень большие размеры). Судовые редукторы турбинных установок обычно имеют 2-3 ступени. Зубчатые М.П. широко применяются для объединения мощности нескольких двигателей (суммирующая передача), реже - для раздвоения мощности; могут обеспечить реверсирование гребного вала. Зубчатые редукторы в М.П. обычно используются совместно с соединительно-рассоединительными муфтами. В современном судостроении зубчатые М.П. нашли широкое распространение. Это объясняется их надежностью, компактностью, высоким КПД (т) =0,98Ч-0,99), незначительно изменяющимся на различных режимах работы, и удобством эксплуатации.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Материал о "Метацентрическая высота" в словаре "Академик"
  2. Термин на "Портале редукторостроения"
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +