ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ

- A +
линкор. 1. В парусном флоте (конец XVII — середина XIX вв.) наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек). В зависимости от количества пушек Линейные Корабли разделялись на ранги. Линейные Корабли предназначались для совместных боевых действий против кораблей противника. Появление Линейных Кораблей связано с применением линейной тактики ведения морского боя (корабли выстраивались в кильватерную колонну — линию баталии). Первым русским Линейным Кораблем считается „Полтава", построенная в 1712 г. К середине XIX в. водоизмещение парусных Линейных Кораблей достигало 5000 т, вооружение 130 пушек, экипаж 800 человек. Крупным морским сражением с участием парусных Линейных Кораблей являлся Синопский бой в 1853г. С 1848 г. начинают создаваться парусно-винтовые Линейные Корабли, такие как „Наполеон" (Франция), „Агамемнон" (Англия) и другие. Во 2-й половине XIX в. в связи с применением в морском деле паровых двигателей и винта, а также бронирования парусные Линейные Корабли уступают свое место в военных флотах броненосцам.
2. В паровом броненосном флоте боевой надводный корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначенный для уничтожения в бою кораблей всех типов, а также поражения береговых объек-тов. Возрождение названия „Линейный Корабль" произошло после русско-японской войны 1904—1905 гг., когда на смену броненосцам пришли корабли больших водоизмещения и скорости, с более совершенным бронированием и усиленным артиллерийским вооружением. Элементы линейной тактики ведения боя сохранялись до 1-й мировой войны. В России с 1907 г. эскадренные броненосцы были переименованы в Линейные Корабли („Андрей Первозванный" и другие), а с 1911 г. начали вступать в строй новые Линейные Корабли типа „Севастополь", водоизмещение которых составляло 23 тыс. т, скорость 23 уз, вооружение: 12305-мм, 16 120-мм, 2 75-мм орудия и 4 торпедных аппарата. Первым Линейным Кораблем специальной постройки считается „Дредноут" (Англия), вступивший в строй в 1906 г., впоследствии это название становится обобщенным названием всех Линейных Кораблей (в русской терминологии сохранилось название „Л.К."). Интенсивное строительство Линейных Кораблей осуществлялось перед 2-й мировой войной и в ее период. Наиболее совершенным Линейным Кораблем того времени считается „Айова" (США) постройки 1940 г. Его полное водоизмещение достигало 59 тыс. т, скорость — 30 уз, толщина бортовой брони — 406 мм, вооружение: 9 406-мм, 20127-мм, 80 40-мм орудий и 48 20-мм зенитных автоматов. На корабле базировались 4 самолета. Мощные Линейные Корабли (типа „Советский Союз") были заложены в СССР в 1938 г. (водоизмещением до 65 тыс. т), однако из-за начавшейся войны их строительство не было завершено. Существует также термин „карманный Линейный Корабль". Он относится к нескольким кораблям, построенным в Германии в 1928—1934 гг. в рамках ограничений Версальского мирного договора 1919 г. По сравнению с другими Линейными Кораблями они были небольшими, но имели мощное артиллерийское вооружение. Фактически это были тяжелые крейсеры, хотя к моменту спуска они пре-восходили большинство крейсеров по количеству вооружения, по скорости и дальности плавания. Во время 2-й мировой войны Линейные Корабли использовали для защиты авианосных соединений и обеспечения десантных операций. Попытки фашистской Германии использовать одиночные Линейные Корабли для действий на морских сообщениях противника (рейдерство) успеха не имели — к концу войны все Линейные Корабли Германии были уничтожены. После 2-й мировой войны Линейные Корабли утратили свое значение.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Определение "Линейный корабль" в свободной энциклопедии Википедия
  2. Термин "Линейный корабль" в Большой советской энциклопедии
  3. "Линкоры-гиганты" в журнале Вокруг света
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +