ДВИЖИТЕЛЬ МОДЕЛИ судна

- A +
устройство, использующее энергию двигателя модели для создания упора, обеспечивающего движение в заданном направлении. По способу воздействия на внешнюю среду делятся на следующие типы: парус; воздушный винт; гребной винт; гребные винты в насадках, гребные колеса, водометные движители, крыльчатые движители и др. Наиболее распространенным типом движителя является гребной винт (ГВ). На самоходных и управляемых моделях-копиях он работает в водной среде, а на скоростных кордовых и управляемых моделях — на границе с воздушной средой. Основными характеристиками ГВ являются диаметр, шаговое отношение, число лопастей, дисковое отношение и форма сечения лопастей. Диаметр ГВ самоходных моделей изменяется в пределах от 30 до 100 мм. Малые диаметры характерны для моделей-копий длиной до 500 — 700 мм, а большие — для самоходных моделей транспортных судов длиной до 2500 мм и подводных лодок. Шаговое отношение ГВ зависит от скорости движения модели и частоты вращения винта. У самоходных моделей-копий и скоростных радиоуправляемых моделей с электродвигателями оно составляет 0,4 — 1, у скоростных радиоуправляемых моделей с ДВС — 1 — 1,3, а у винтовых скоростных кордовых моделей — 2,5 — 3. ГВ моделей-копий обычно имеют 3 — 5 лопастей с дисковым отношением 0,4 — 1. Для скоростных моделей применяют двухлопастные ГВ с дисковым отношением 0,2 — 0,3. На самоходных и управляемых моделях-копиях применяют ГВ с сегментными и авиационными профилями лопастей. Для скоростных кордовых моделей, в связи с возникновением кавитации, используют т. н. суперкавитирующий профиль сечения лопастей — двояковыпуклый, с острой входящей и тупой выходящей кромками. ГВ моделей изготовляют из металла или пластмассы. Наиболее широко применяются ГВ, паянные из листовой латуни толщиной 1 — 3 мм. Лопасти профилируют и припаивают к ступице винта, после чего закручивают до нужных шаговых углов на соответствующих радиусах. ГВ из пластмассы (эпоксидного компаунда, капрона и др.) изготовляют способом отливки в форму. ГВ подбирают в соответствии с характеристиками двигателя. Если винт испытывает слишком большую нагрузку (гидродинамически тяжелый винт), то двигатель не развивает номинальной частоты вращения и полной мощности. В этом случае необходимо уменьшить диаметр винта или его шаг. ГВ в насадках, гребные колеса, водометные движители и крыльчатые движители применяются на моделях-копиях буксиров-толкачей, мелкосидящих речных буксиров, морских спасателей и грузовых судов.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +