ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ судна

- A +
двигатель, служащий для приведения в движение модели. На моделях устанавливают двигатели внутреннего сгорания (ДВС), электродвигатели, простейшие двигатели (резиномоторы, пружинные), а иногда паровые машины и турбины. Из ДВС на моделях применяют в основном двухтактные одноцилиндровые двигатели с калильным или искровым зажиганием, а также компрессионные (с самовоспламенением топливной смеси от сжатия) с объемом цилиндра от 2,5 до 35 куб. см. ДВС устанавливают на скоростных кордовых моделях (группа А/В), управляемых моделях (группа Ф), а иногда и на моделях-копиях самоходных судов (группа Е). Основные требования, предъявляемые к ДВС: простота обслуживания, легкость запуска, надежность, высокая удельная мощность. Правилами соревнований ограничивается уровень шума, создаваемый ДВС, что требует установки на них глушителей. Основными характеристиками ДВС моделей судов являются: мощность (0,2 — 2 кВт), удельный расход топлива 1 — 3,6 кг/(кВт*ч), литровая мощность (до 300 кВт/л), литровая масса (35 — 160 кг/л) и удельная масса двигателя (до 0,25 кг/кВт). Электродвигатели моделей отличаются простотой эксплуатации, низким уровнем шума и вибрации, возможностью значительного форсирования повышением напряжения питания. Мощность электродвигателей самоходных и управляемых моделей (группы Е и Ф) колеблется от 1 до 200 Вт. Максимальное напряжение питания по правилам соревнований 42 В. По способу возбуждения электродвигатели постоянного тока делятся на двигатели с электромагнитным возбуждением и с возбуждением от постоянного магнита. Двигатели с постоянным возбуждением по способу включения обмоток возбуждения делятся на шунтовые, сериесные и смешанного возбуждения. Шунтовые электродвигатели имеют жесткую механическую характеристику (при увеличении нагрузки на валу якоря до номинальной частота вращения уменьшается незначительно, на 5 — 15 % от скорости на холостом ходу). Сериесные двигатели имеют мягкую механическую характеристику (при изменении нагрузки на валу якоря частота их вращения изменяется в больших пределах), способны преодолевать значительные перегрузки на старте модели и работают устойчиво при изменении подводимого напряжения, выполняются реверсивными. Эти свойства обеспечили широкое применение сериесных электродвигателей в судомоделизме. КПД электродвигателей 20 — 30 % при мощности до 30 Вт и 40 — 50 % при мощности 30 — 200 Вт. Из простейших двигателей наибольшее распространение получили резиномоторы. Они используются на самоходных моделях военных кораблей (класс ЕК), гражданских судов (класс ЕН) и подводных лодок (класс ЕЛ) длиной до 500 мм, участвующих в соревнованиях на дистанции 10 м, а также на моделях подводных лодок (класс ЕЛ) длиной до 1250 мм, соревнующихся на дистанции 25 м. Резиномоторы изготовляют из 6 — 30 резиновых нитей прямоугольного, квадратного или круглого сечения. Для увеличения длины или мощности резиномотора, а также для синхронизации вращения гребных валов двухвальных моделей используются зубчатые цилиндрическин передачи.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +