ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

- A +
составная часть судовой энергетической установки, предназначенная для обеспечения движения судна. В общем случае Главная Энергетическая Установка состоит из 2 взаимосвязанных частей — генераторной и исполнительной: в первой подготавливается (генерируется) рабочее тело, во второй энергия рабочего тела преобразуется в упор, двигающий судно (так называемая пропульсивная установка). К установкам, генерирующим рабочее тело, относятся котельные, ядерные паропроизводящие и газогенераторные установки, свободнопоршневые генераторы газа (СПГГ) и др. Пропульсивная установка, как правило, состоит из главного двигателя, главной передачи, валопровода и движителя. Современное развитие движителей и главных судовых передач обусловливает большое разнообразие конструктивных схем и состава пропульсивных установок. Двигатели внутреннего сгорания и газотурбинные двигатели включают в себя и генераторную часть, самостоятельно производящую рабочее тело (газ), поэтому Главные Энергетические Установки с этими двигателями одновременно являются и пропульсивными установками. Характеристики Главной Энергетической Установки — мощность, масса, габариты, расход топлива, время приготовления к действию, шумность и т. д. — зависят от типов двигателя, передачи, главного двигателя, генератора рабочего тела, вида применяемого топлива и т. д. Наиболее распространенным является классификация Главных Энергетических Установок по типу главного двигателя и генератору рабочего тела. По этому признаку различают: котломашинные, котлотурбинные, дизельные, газотурбинные (в том числе с СПГГ), атомные и комбинированные Главные Энергетические Установки. Электрические и гидравлические передачи, водометные движители, вид топлива оказывают существенное влияние на управление Главной Энергетической Установки, ее структуру и характеристики судна в целом, поэтому наличие этих элементов следует дополнительно отражать в названии Главной Энергетической Установки (дизельная энергетическая установка с электропередачей, газотурбинная энергетическая установка с водометным движителем и т. д.). Режим работы Главной Энергетической Установки определяется составом работающих механизмов и параметрами их работы, характеризующими рабочее состояние пропульсивного комплекса в целом. Для Главной Энергетической Установки с гребными винтами фиксированного шага такими параметрами могут быть приняты производительность установки, генерирующей рабочее тело, мощность главных двигателей, частота вращения гребного винта и упор, им создаваемый (для удобства эксплуатации и проектных расчетов упор может быть заменен на скорость судна).
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +