ГАЗОВОЗ

- A +
наливное судно для перевозки сжиженных газов. Первый морской Газовоз построен в США в 1931 г. для доставки природного газа. По типам перевозимых газов, отличающихся температурой сжижения, различают: Газовозы для сжиженных нефтяных газов (СНГ), аммиака и др. (температура сжижения до 218 К); Газовозы-этиленовозы для сжижения этана, этилена и др. (температуpa сжижения до 169 К); Газовозы для сжиженного природного газа (СПГ) или метановозы (температуpa сжижения до 110 К). По способу сжижения газа Газовозы разделяют на 3 вида: для газа, сжиженного повышением давления при температуре окружающей среды,— толькоГазовозы для СНГ, поскольку этилен не может быть сжижен при температуре свыше 283К, а метан — свыше 191К; для газа, сжиженного одновре-менно повышением давления и охлаждением,— как Газовозы для СНГ, так и этиленовозы; для газа, сжиженного охлаждением до температуры кипения при атмосферном давлении,— все разновидности Газовозов. Для повышения эффективности создаются Газовозы, обеспечивающие перевозки газов, сжиженных как 2-м, так и 3-м способом. По архитектурно-конструктивному типу Газовозы представляют собой суда с кормовым расположением МО и надстройки, двой-ным дном, часто двойными бортами и цистернами изолированного балласта. Для перевозки газа, сжиженного повышением давления, применяют вкладные грузовые танки с расчетным давлением обычно не более 2 МПа. Они размещаются как на палубе, так и в трюмах на специальных фундаментах. Материал танков — углеродистая сталь. У Газовозов с комбинированным способом сжижения газа вкладные танки термоизолируются и устанавливаются только в трюмах. Материал танков для газа температурой 223К — термообработанная мелкозернистая нелегированная сталь. Газ, сжиженный при атмосферном давлении, перевозится в термоизолированных вкладных и мембранных (полумембранных) танках (мембрана — тонкая металлическая оболочка, опирающаяся через несущую изоляцию на внутреннюю обшивку корпуса). Материал танков (температуpa груза 218К и ни-же) — алюминиевые сплавы, стали, легированные никелем и хромом, специальные сплавы (например, инвар, содержащий 36% никеля). Вкладные танки имеют различную форму (например, сферическую, цилиндрическую, призматическую). Газовозы для СНГ и этиленовозы имеют рефрижераторные установки для повторного сжижения паров груза, образовавшихся при перевозке. На Газовозах для СПГ эти пары могут использоваться в качестве дополнительного топлива для главного двигателя. Для перевозки газа температурой ниже 236К танки оборудуются вторичной непрерывной преградой, служащей временной емкостью для вытекшего груза. При перевозке воспламеняющихся газов трюмное пространство вокруг оболочки танков заполняется инертным газом, хранящимся в емкостях или вырабатываемым судовой установкой. В зависимости от степени опасности перевозимого груза предусмотрено 3 степени конструктив-ной защиты Г., при этом 1-я степень — высшая. Каждая степень характеризует уровень живучести Газовоза и определенное отстояние грузовых танков от наружной обшивки. Для обеспечения безопасности Газовозы оборудуются приборами измерения температуры груза и корпуса судна, давления, уровня заполнения танков, газоанализаторами и т. п. Погрузка и выгрузка газов, сжиженных при температуре окружающей среды или комбинированным способом, производятся судовыми подкачивающими насосами, подача газа к которым осуществляется за счет обеспечиваемой компрессором разности давлений в грузовом танке судна и береговой емкости. Разгрузка газа, сжиженного при атмосферном давлении, производится судовыми погружными насосами, а погрузка — береговыми средствами. Водоизмещение Газовозов в зависимости от вида и способа сжижения газа 15—30 тыс. т, скорость 16—20 узлов. ЭУ, как правило, дизельная. Существуют комбинирован-ные Г. для одновременной перевозки сжиженных газов и других грузов наливом (нефти, химикатов и др.).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Определение слова "Газовоз" в свободной энциклопедии Википедия
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +