ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

- A +
совокупность свойств конструкции, удовлетворяющих заданным условиям эксплуатации при оптимальных затратах материалов и сроках изготовления, минимальной трудоемкости и стоимости, учитывающих особенности заводов-строителей, возможности использования прогрессивной технологии, ремонтопригодность и простоту обслуживания. Технологичность судовых конструкций определяют начиная с первых стадий проектирования, причем рассматривают ее комплексно, учитывая постройку, эксплуатацию и ремонт судна. В связи с этим Технологичность судовых конструкций разделяют на производственную (применительно к постройке судна) и эксплуатационную (применительно к техническому обслуживанию и ремонту). Понятие технологичность судовых конструкций является относительным: технологичное для одних производственных условий конструктивное решение может оказаться нетехнологичным для других (например, наличие криволинейной погиби палубы не оказывало существенного влияния на изготовление палубных секций вручную на стационарных постелях, но сделало изготовление этих секций на механизированных поточных линиях крайне нетехнологичным). Существуют общие положения, определяющие технологичность судовых конструкций, которые следует учитывать при проектировании судов: выбор материала, степень унификации и стандартизации конструкции, форма и конструкция судна и его элементов. Технологичность материалов судостроительных определяется их обрабатываемостью на современном высокопроизводительном оборудовании при обеспечении надлежащего качества и наименьшим количеством затрат. С переходом от клепаного судостроения к сварному решающее значение приобрела свариваемость. Выбор материала определяется также требованиями снижения массы конструкции, обеспечения безопасных условий труда и охраны окружающей среды. Важное значение имеют экономические критерии. Унификация и стандартизация судов в целом и их элементов (механизмов, оборудования, отдельных узлов, конструкций и деталей) способствуют повышению технологичности судовых конструкций за счет уменьшения количества типоразмеров деталей и конструкций, применяемых марок материала, что создает условия для механизации и автоматизации производственных процессов, уменьшения количества типоразмеров технологического оборудования и оснастки, типизации технологических процессов, организации производства на основе взаимозаменяемости. Форма корпуса должна выбираться с учетом возможности упрощения обводов и, как следствие, упрощения формы деталей, узлов и секций. Упрощение обводов достигается за счет увеличения длины цилиндрической вставки и замены криволинейных обводов плоскими. Конструктивные способы повышения технологичности судовых конструкций — увеличение габаритов листов обшивки по длине и ширине, что позволяет уменьшить длину обрабатываемых, собираемых и свариваемых кромок и количество листовых деталей; применение деталей с прямолинейными кромками; использование накройных соединений вместо стыковых; рациональное конструктивное оформление узлов пересечения набора корпуса. Основные показатели технологичности судовых конструкций — трудоемкость и технологическая себестоимость изготовления. Дополнительные показатели — степень унификации конструкции (отношение массы унифицированной конструкции к общей массе конструкции); степень агрегатирования механизмов (отношение массы оборудования, монтируемого в сборочных единицах в условиях цеха, к общей массе оборудования).
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +