РУЛЬ

- A +
ср-во управления судном, состоящее из пера руля и баллера, вокруг оси к-рого поворачивается Р. Предназначается для упр. курсом (вертикальные Р.), дифферентом (горизонтальные Р. подв. лодок, подв. аппаратов) и креном (Р. успокоителей качки). Судовые Р. по способу соединения с корпусом и кол-ву опор пера делят на простые (многоопорные), полуподвесные (одноопорные — подвешенные на Заллере и опертые на корпус в одной точке) и подвесные (безопорные, подвешенные на баллере).
По положению оси баллера относительно пера различают Р. небалансирные (обычные), с осью баллера вблизи передней кромки пера, и балансирные, ось баллера к-рых расположена на расстоянии от передней кромки Р. Полуподвесные балансирные Р. называют также полубалансирными. Небалансирные Р. устанавливают на одновинтовых судах, полубалансирные и балансирные Р.— на всех судах. Небалансирный Р. может быть расположен за рудерпостом или за дейдвудом, гюлубалансирный — за дейдвудом и на кронштейне. Применение подвесных (балансирных) Р. позволяет снизить мощн. рулевой машины за счет уменьшения крутящего момента, необходимого для перекладки Р. Судно может иметь один (и ДП), два (за винтами на двухвинтовых судах), а также три Р. и более. По форме профиля пера Р. делятся на плоские и обтекаемые. Перо Р. успокоителей качки иногда выполняется разрезным, т. е. с осн. частью и закрылком. Осн. геометрич. хар-ки Р.: площадь пера Sp; высота пера по оси баллера /гр; сред, хорда (шир.) пера Ьр = 5р//гр; относит, толщина профиля пера / = = t/bf, (t— макс, толщина профиля); коэф. компен-сации К = 5б/5р (So — площадь части пера, расположенной в нос от оси баллера); относит, удлинение X. Гидродинам, сила, возникающая при перекладке Р., создает в гориз. плоскости разворачивающий судно момент. Эта сила является результирующей подъемной силы У, направленной перпендикулярно к скорости набегающего на Р. потока воды v, силы лобового сопрот. X, направленной вдоль скорости набегающего потока v, норм, силы N, перпендикулярной к плоскости пера Р. При определении эффективности Р., для расчетов его прочн. и при выборе мощн. рулевой машины используют безразмерные коэф.: подъемной силы
Cy = 2Y/(pSfv*); силы лобового сопрот. С* = 2Х X X/(pSfv2); норм, силы Сп = Су cos a = С* sin ос; момента гидродинам, силы Cm = 2N/(pv2Spbp); центра давления Ср = = Ст/Ся+К, где р-плотность воды; ос— угол перекладки пера. При выборе К стремятся уменьшить момент на баллере Р., определяющий необходимую мощность рулевой машины. Значения безразмерных коэф. устанавливают при модельном эксперименте (см. Испытания руля) или приближенно расчетом. В большую группу Р. оригинальной констр. входят Р. Беккера, Кичена, Флетнера, с вращающимся цилиндром, раскрывающиеся, со струит ным закрылком и др. Эти Р. превосходят обычные по эффективности и применяются на судах, к управляемости к-рых предъявляются повыш. требования (букс., речные суда).
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +