РЕДУЦИРОВАНИЕ СВЯЗЕЙ корпуса судна

- A +
Происхождение: от англ, reduce — уменьшать
расчетный прием, заключающийся в уменьшении по сравнению с реальными площадей поперечных сечений составных элементов тонкостенной балки (в т. ч. и корпуса судна) при сведении ее к идеализир. расчетной схеме (корпуса судна — к эквивалентному брусу). Применяется для упрощения расчетов сложных пространств, конструкций путем применения техн. теории изгиба балок (стержней). Необходимость Р. с. обусловлена отличием действит. распределения напряжений по поперечному сечению балки от условного, принятого в техн. теории изгиба. В большинстве случаев редуцируют лишь площадь поясков балки, т. е. пластин, перпендикулярных к плоскости ее изгиба. При этом уменьшают только их ширину, толщина же остается равной реальной. Площадь стенок балки редуцируют реже, только при учете влияния деформации сдвига на прогибы, частоты свободных колебаний и критич. значения продольных сжимающих сил. Уменьшенные пояски поперечного сечения расчетной схемы балки называют приведенными (эквивалентными, присоединенными). Существует неск. причин отличия действит. распределения напряжений от принятого в техн. теории изгиба, однако на практике при Р. с. учитываются лишь две. Первая заключается в том, что „волокна" пояска, параллельные стенке, по мере удаления от нее все в меньшей степени вовлекаются в общую для балки деформацию изгиба и потому напряжены неравномерно и слабее, чем непосредственно прилегающие к стенке. Вторая причина: пояски, теряющие устойчивость от сжатия их при изгибе балки (в т. ч. и при общем изгибе судна), выпучиваются (искривляются) больше вдали от стенок, чем вблизи них, из-за чего норм, сжимающие напряжения, до потери устойчивости постоянные по ширине поясков, становятся неодинаковыми — большими у стенок, меньшими вдали от них. Неравномерность норм, напряжений в поясках изгибающейся балки длиной / учитывается лишь при ширине ее поясков больше 1/3 в случае свободного опирания концов и 1/6 — при их жесткой заделке на опорах. Тогда в расчетной схеме вместо реальной ширины поясков принимают эти предельные значения (для корпуса судна как балки предельная ширина поясков равна //6). Ширину поясков не редуцируют, если она меньше предельных значений. При редуцировании же площади потерявшего устойчивость пояска его ширину по определ. правилам делят на 2 части: прилегающую к стенке балки и удаленную от нее. Первую относят к жестким связям и не редуцируют, вторую — к гибким связям и редуцируют пропорционально редукционному коэф.— отношению критич. напряжения к макс. норм, напряжению в пояске. Ширину приведенного пояска в обоих случаях вычисляют из условия, что воспринимаемое им равномерно распределенное по ширине усилие равно усилию, действующему на неравномерно напряженный реальный поясок, причем при равных макс, напряжениях в обоих поясках. Иногда используют и др. условия эквивалентности.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +