РЕДАН

- A +
Происхождение: фр. redan — уступ
конструктивный элемент днищевой части глиссирующего судна, выполненный в виде уступа и позволяющий на высоких скоростях движения снизить сопрот. корпуса благодаря уменьшению смоченной поверхности и обеспечению оптим. углов атаки. Р. могут быть поперечными, разделяющими поверхность днища на отд. участки по длине, или продольными, направленными вдоль днища. Суда, имеющие поперечные Р., называются реданными и по кол-ву Р. подразделяются на одно- и многореданные. Однореданные суда рассчитаны на глиссирование на 2 участках днища корпуса, причем положение Р. по длине выбирается так, чтобы на нос. участок днища при глиссировании приходилось 50—80 % массы судна. К недостаткам реданных обводов следует отнести неблагоприятное влияние размещенных друг за другом глиссирующих участков днища при неудачном расположении Р. Вследствие замывания корм, участков днища волной и брызговыми струями, образованными нос. участком, возможно появление продольной неустойчивости движения даже на тихой воде. При правильном выборе геометрич. элементов реданные обводы позволяют получить значительно более высокие в сравнении с безреданными корпусами скорости движения при равной удельной мощности двигателя. Более жесткая продольная стабилизация реданных корпусов, препятствуя продольной раскачке судна при ходе на волнении, несколько ухудшает их мореходные качества — увеличиваются динам, перегрузки и брызгообразование в нос. части корпуса. Корпус испытывает удары в р-не днища, расположенном в нос от Р. В зареданной части корпуса динам, перегрузки намного меньше, что позволяет облегчить констр. корпуса в данном районе. Благодаря этому реданные обводы часто используют для СПК. Продольные Р. применяют для обеспечения оптим. ширины глиссирования при разл. скоростных режимах движения судна или при разл. водоизмешениях. При повышении скорости или уменьшении нагрузки корпус начинает глиссировать на меньшей ширине днища, ограниченной продольными уступами. Продольные Р. на малокилеватом днище выполняют в виде уступов, а на килеватом днище (обводы „глубокое V") — в виде ребер треугольного сечения. Треугольная профдлировка продольных Р. позволяет несколько повысить гидродинам, качество корпуса за счет использования энергии поперечно растекающихся из-под днища струй воды для создания подъемной силы. В нос. части продольные Р. эффективно отсекают от корпуса брызги, уменьшая смоченную поверхность.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +