РАНГОУТ

- A +
Происхождение: от гол. rondhout — круглое дерево
совокупность надпалубных констр. и деталей суд. оборудования, предназначенного на судах с механич. двигателями для размещения суд. огней, ср-в связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания груз, уст-в (сигнальные и грузовые мачты, грузовые стрелы и т. п.), а на парусных судах — для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.). Изготовляется из дерева с применением клеев, из стальных листов (клепкой или сваркой) или цельнотянутых труб, а также нетрадиц. материалов: армир. стеклопластика, алюминиево-магниевых сплавов и др., к-рые придают констр. Р. необходимую прочность при меньшей массе. Все стержневые элементы Р. независимо от их материала и назначения называются рангоутными деревами. Распределение диаметра (переменного по длине рангоутного дерева) должно соответствовать действующим нагрузкам — ветровым, инерционным (вследствие качки), усилиям от стоячего и бегучего такелажа и пр. Мачты имеют наиб, диаметр у судов с прямым парусным вооружением в р-не пяртнерса, у судов с гафельным вооружением — на участке от пяртнерса до усов гафеля; бушприты — в р-не форштевня; гики — на расстоянии 2/з, а гафели — '/з от их пяток (концов, примыкающих к мачте). Наим. диаметр мачт — в шпоре и у топа, реев — на ноках, гиков и гафелей — у их внеш. ноков. Так, у 4-мачтового барка достигает 62,6 м от киля, диам. у пяртнерса — 0,83 м, общая масса Р.— 140,7 т. На соврем, яхтах Р. выполняется из прессованных профилей, изготовленных из алюминиевых сплавов, что позволяет снизить его массу на 40% по сравнению с Р., клееным из древесины сосны; толщина стенок и диаметр мачты уменьшаются к топу, как и на крупных парусных судах. Размеры сечения мачт определяют расчетным путем, исходя из того, что давление ветра, распределенное по поверхности паруса, передается в виде поперечной нагрузки на мачту, гик и шкоты. Под действием этой нагрузки мачта помимо деформаций, распределенных по ее длине, получает небольшие деформации и в узловых точках, в к-рых к ней крепится стоячий такелаж. Поскольку ванты подходят к мачте под нек-рым углом, их реакция дает кроме поперечной вторую составляющую, направленную вдоль оси мачты к ее шпору. Осевое усилие Т определяется восстанавливающим моментом яхты М„: T=k[Mt/(B/2)}, где k — коэф., учитывающий предварит, натяжение вант и тягу штагов', В/2 — полуширина яхты в точке крепления вантпутенсов. Для расчета обычно используется значение /WB при крене 30°. Момент инерции площади поперечного сечения мачты рассчитывается исходя из соображений обеспечения ее устойчивости с использованием формулы Эйлера для сжатой колонны. При этом расчетным пролетом для определения момента инерции относительно продольной оси является расстояние от шпора мачты (или пяртнерса, если мачта в нем расклинена) до узла крепления ниж. вант, а относительно поперечной оси — до узла крепления ниж. штага и бакштагов. Из-за несовпадения этих величин сечение мачты имеет соотношение поперечного и продольного диам. от 1:1,25 до 1:1,85. Макс, сечение приходится на 2/з высоты переднего парусного треугольника; у топа размеры поперечного сеченая составляют 45—60% макс, сечения, у шпора — до 85%. Алюминиевые мачты имеют сечение, близкое к овалу или эллипсу, и снабжаются ликпазом или рельсом для крепления передней шкаторины паруса. На катамаранах могут использоваться мачты каплеобразного сечения, к-рые для уменьшения отрицат. влияния на обтекание паруса потоком воздуха делаются поворотными относительно своей оси. Поперечное сечение деревянных мачт может быть овальным, круглым или прямоугольным со скругленными по радиусу углами с толщиной стенок ок. Д поперечного размера сечения; в местах крепления такелажа и в ниж. части мачты делают сплошными. Кроме легких сплавов и древесины для мачт небольших гоночных яхт применяют нержавеющую сталь и углепластики, для более крупных судов — титан и стеклопластик, реже — обычную конструкц. сталь. Гики косых парусов выполняют круглого или прямоугольного сечения и снабжают рельсом или ликпазом для крепления ниж. шкаторины паруса, уст-вом для ее натяжения и приспособлением для взятия рифов. Пятка гика имеет вертлюг — шарнир, обеспечивающий соединение гика с мачтой и поворот его в гориз. и верт. плоскостях. Разновидностью гика является уишбон, состоящий из 2 изогнутых дугой и соединенных по концам металлич. труб или деревянных деталей, между к-рыми располагается полотнище паруса. Уишбон не искажает желат. цилиндричности паруса; он применяется при стаксельном вооружении и для виндсерферов. Спинакергик служит для вынесения „на ветер" шкотового угла спинакера, имеет форму кругового цилиндра с сужением к концам и снабжается приспособлениями для быстрого крепления к мачте и парусу.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +