ПРОЧНОСТЬ ПОДВОДНОГО АППАРАТА

- A +
Способность подводного аппарата воспринимать без разрушения гидростатическое давление. Обеспечивается главным образом его прочным корпусом (ПК). Основной расчетный случай разрушения - потеря устойчивости оболочки ПК за пределом упругости материала. Запас прочности (у стальных ПК колеблется от 1,4 до 2) и нормирование напряжений в ПК обеспечивают неизменность его формы на рабочей глубине. Снижение запаса прочности или увеличение напряжений ведут к росту влияния на П.П.А. и степень деформирования его ПК колебаний в свойствах материала, неточностей изготовления, остаточных напряжений и т. п. Расчеты ПК на прочность и устойчивость проводят методами строительной механики корабля. В расчетах ПК на действие циклических нагрузок при повторяющихся погружениях для оценки напряжений в местах их концентрации используют методы теории упругости и пластичности. Местные напряжения, превышающие номинальные, являются определяющими при использовании хрупких высокопрочных материалов, когда П.П.А. зависит в основном от особенностей материала, неоднородности его структуры, мелких дефектов и др. факторов, обычно не учитываемых строительной механикой. Нормы прочности для водолазных отсеков, испытывающих внешнее и внутреннее давление, регламентируют (как для любых сосудов под давлением) перепады напряжений при изменении давления от наиболее наружного до наиболее внутреннего. Для них применяют только пластичные материалы невысокой и средней прочности, с хорошим сопротивлением росту трещин. Другие прочные конструкции (например, поплавки для легковесного заполнителя, емкости, трубопроводы) рассчитывают так же, как ПК. Наружные, легкие конструкции (ЛК) - обтекатели, балластные цистерны и т. п. и находящееся в них оборудование - воспринимают внешние нагрузки прежде всего на поверхности (удары волн, качку, подъем с поверхности воды и т. д.). Кроме того, на Л К действует гидродинамическое давление при подводном плавании, возможны удары при посадке на грунт. Их прочность обеспечивается так же, как и обычных небольших судов. При жестком соединении ЛК с ПК и др. прочными конструкциями в ЛК могут возникать большие напряжения от деформации ПК на глубине. Это учитывают при выборе материала и проектировании узлов присоединения ЛК и ПК.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +