ПРОДОЛЬНЫЙ СПУСК СУДНА

- A +
Спуск судна на воду с продольного наклонного стапеля. Осуществляется под действием силы тяжести на спусковом устройстве с использованием спусковой насалки для уменьшения трения между полозьями спускового устройства и дорожками стапеля. П.С.С. производится, как правило, кормой вперед. Весь процесс П.С.С. делится на 4 этапа: 1) движение судна по стапелю до входа в воду кормовой оконечности; 2) вход судна в воду до начала всплытия; 3) всплытие судна до момента отделения от стапеля носовых полозьев; 4) свободное движение судна по акватории верфи. На 2-м и 3-м этапах на корпус судна действуют значит, силы реакции стапеля, что требует выполнения расчетов прочности судна при спуске на воду. П.С.С. сопряжен с опасностью опрокидывания судна, т. е. резкого погружения кормы на 2-м этапе и отделения от стапеля носовых полозьев с последующим ударом о стапель носовой оконечностью; потери остойчивости на 3-м этапе из-за несоответствия фактических и расчетной нагрузок судна на момент спуска или плохого крепления подвижных грузов; задержки судна на стапеле вследствие выдавливания насалки из-под полозьев, попадания между полозьями и дорожками посторонних предметов и др. причин. Кроме недостаточной надежности и неконтролируемости П.С.С. его недостатком является высокая трудоемкость насалки, дорожек, сборки и последующего демонтажа спускового устройства. Для гашения инерции судна после П.С.С., особенно при ограниченной акватории верфи, применяют специальные тормозные устройства: якоря, грузы, щиты, цепные или канатные стопоры. В некоторых случаях для облегчения всплытия кормовой оконечности судна в ней устанавливают специальный металлический понтон или крыльевое устройство, создающие соответственно дополнительную силу плавучести или подъемную силу.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +