ПОДВОДНЫЙ КАБЕЛЬ СВЯЗИ

- A +
Кабельная линия телеграфной, телефонной, телевизионной и других видов связи, проложенная по дну океана (моря, реки, озера) между пунктами, разделенными водным пространством или расположенными вдоль побережья. Простейший подводный кабель связи состоит из медной трубки и одной жилы, изолированных друг от друга и от воды защитными оболочками. Прокладка подводного кабеля связи ведется со специально оборудованных кабельных судов. Еще в 1812 г. русский академик П.Л. Шиллинг применил изолированный подводный проводник для взрыва морской мины а впоследствии работал над созданием подводного кабеля связи, предложив для связи между Петербургом и Кронштадтом кабель с каучуковой изоляцией. Первый подводный кабель связи, длина около 45 км был проложен 28 августа 1850 г. через пролив Па-де-Кале между Дувром и Кале. В России первый подводный кабель связи протяженностью 32 км был проложен через Северную Двину в 1862 г. В 1879 г. проложены подводные кабели связи, длина 250 км, через Каспийское м. (Баку - Красноводск), а также черноморские подводные кабели связи: Одесса - Константинополь (625 км) и Севастополь- Варна (560 км). Первые подводные кабели связи состояли из медной токопроводящей жилы и гуттаперчевой изоляции. В 1851 г. на трассе Дувр - Кале был впервые проложен бронированный 4-жильный подводный кабель связи. Броня из 10 стальных проволок диаметром 7,5 мм, наложенных на покров из просмоленного джута, предназначалась для защиты кабеля от обрыва при зацеплении тралами, якорями судов и т. п. С этого времени она стала неотъемлемой частью всех подводных кабелей связи. С 1856 г. начались работы по сооружению трансокеанских телеграфных линий. Первый трансатлантический кабель, длина 3750 км, после несколько неудачных попыток соединивший Европу с Америкой, был проложен 5 августа 1858 г. между бухтой Валенсия (юго-запад Ирландии) и восточным побережьем острова Ньюфаундленд (Канада). Прокладка велась с переоборудованных под кабельные суда военных кораблей: "Ниагара" (США) и "Агамемнон" (Англия). По линии было передано около 400 телеграфных сообщений (включая поздравление английской королевы Виктории президенту США Б. Франклину), после чего кабель из-за электрического пробоя изоляции навсегда вышел из строя. Прокладка второго трансатлантического кабеля велась в 1865 г. с переоборудованного под кабельное пассажирского судна "Грейт Истерн", но не была закончена из-за обрыва кабеля на последней части пути. Третий трансатлантический подводный кабель связи был успешно проложен 27 июля 1866г. с того же судна. Через месяц удалось поднять со дна, довести до Канады и ввести- в эксплуатацию второй кабель, затонувший в 1865 г. К концу XIX в. число трансатлантических линий достигло 15, а к настоящему времени- 1750 общей протяженностью свыше 300 тыс. км. Первая трансатлантическая телефонная линия ТАТ-1 между Англией и США была проложена в 1956 г. Оснащена промежуточными подводными усилителями и уплотняемой многоканальной аппаратурой, работающей в широком спектре частот. Емкость линии 76 телефонных каналов. В 1964 г. вступила в строй тихоокеанская магистраль между Австралией и Америкой протяженностью 15 тыс. км. Завершено строительство всемирной кабельной магистрали через Атлантический и Тихий океан протяженностью 50 тыс. км. По конструкции подводные кабели связи разделяются на речные и морские. На реках используются подводные кабели связи с бумажной или кордельно-полистирольной изоляцией и кругло-проволочной броней. Морские кабели (как правило, коаксиальные) изготовляют бронированными для прокладки в прибрежной части, где они могут подвергнуться механическим воздействиям, и безбронными для глубоководных участков трассы. Бронированный кабель состоит из внутреннего провода (медной проволоки, обвитой медными лентами), изоляции из сплошного полиэтилена, внешнего провода из 6 медных токопроводящих лент и 1 скрепляющей, еще одной изоляции (обмотка полиэтиленовой лентой), джутовой подушки, стальной брони и наружного джутового покрытия. Броня в зависимости от назначения кабеля и глубины прокладки состоит из 13-24 стальных проволок диаметром от 2 до 7,6 мм. Соответственно наружный диаметр кабеля колеблется от 25 до 48 мм, а масса - от 1,7 до 3,1 т/км. В связи с расширением спектра частот применяются и более мощные конструкции кабелей. Усиленный 2-слойный броневой покров имеют кабели, прокладываемые вблизи берега. Безбронный подводный кабель связи для глубоководной прокладки отличается от бронированного тем, что внутри него расположен высокопрочный стальной несущий трос, воспринимающий растягивающие усилия. Внутренний провод - биметаллический, внешний- из алюминиевых лент. Общий диаметр 32 мм, масса в 1,5 раза меньше, чем бронированного.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +