ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (ПА)

- A +
Обитаемое или необитаемое инженерное сооружение для проведения подводная наблюдений и работ в автономном подводная плавании в сопровождении судна-носителя (ПА автономный) или при непосредственной связи с судном-носителем с помощью троса или кабель-троса (ПА привязной). Для выполнения подводных работ по своему назначению ПА могут опускаться в море на тросе или кабель-тросе с борта судна-носителя, лежащего в дрейфе (ПА опускаемый), буксироваться в подводном положении судном-носителем (ПА буксируемый), дрейфовать в толще воды (ПА дрейфующий) или перемещаться под водой с помощью собственных движителей (ПА самоходный). Установившейся общепринятой система классификации ПА пока нет. В зарубежной практике для классификации и обозначения ПА используют аббревиатуры из начальных букв английских слов, означающих основные классификационные признаки: М - обитаемые (manned), Т-привязные (tethered), P - самоходные (propelled), В - донные (bottomed), U - необитаемые (unmanned), F - автономные (free), I - несамоходные (inert), S-плавающие в толще воды (suspended). например, обозначение ПА группы UTBP расшифровывается как "необитаемый привязной донный самоходный ПА". Обитаемые ПА управляются экипажем, находящимся непосредственно в ПА, необитаемые - либо экипажем, находящимся на судне-носителе (дистанционно, по кабель-тросу), либо автоматически, по заданной программе. Автономные ПА имеют полный комплекс систем и устройств, обеспечивающих самостоятельное подводное плавание. Привязные ПА могут буксироваться в подводном положении судном-носителем и получать от него по кабель-тросу электроэнергию и информацию, поэтому часть системы у них отсутствует. Обитаемые ПА имеют сухой герметичный проч. корпус, воспринимающий гидростат, давление воды, в котором находятся экипаж (2-6 чел.), системы жизнеобеспечения, средства навигации и связи,органы манипуляторов, вспомогательный или аварийный аккумуляторы и др. оборудование, размещение которого вне прочного корпуса невозможно. Конструкция прочного корпуса обеспечивает необходимую прочность при минимальной массе и во много определяет архитектуру ПА в целом (см. Прочность подводного аппарата). Основные формы прочных корпусов: цилиндрическая, подкрепленная шпангоутами (до глубин 2000 м), сферическая и полисферическая. До глубин 3000-4000 м. прочность корпуса сферической и полисферической формы из высокопрочных конструкционных материалов позволяют обходиться без легковесного заполнителя, т. к. прочный корпус имеет достаточную плавучесть. Для больших глубин погружения ПА строят по типу батискафа, т. е. с использованием легковесного заполнителя для создания необходимой плавучести. В качестве конструкционного материала для прочных корпусов применяют в основном высокопрочные стали. Прочный корпус имеет входной люк и иллюминаторы, снаружи закрыт легким корпусом (проницаемым, не воспринимающим давление забортной воды), который придает ПА внешнюю форму, обеспечивает необходимые гидродинамические характеристики и условия для работы устройств, размещаемых снаружи. К их числу относятся: движительно-рулевые комплексы, устройства манипуляторов, светильники, телевизоры и научная аппаратура. В легком корпусе размещены балластные цистерны, системы гидравлики, система воздуха высокого давления, в килевой части - аккумуляторные батареи, твердый балласт и, при необходимости, гайдропное устройство. Для аварийного всплытия ПА может сбросить твердый балласт, аккумуляторные батареи и часть оборудования. Архитектура легкого корпуса ПА зависит от его назначения и необходимости выполнения им специфичных операций. Если ПА построен по типу батискафа, то в легком корпусе размещаются легковесный заполнитель и система регулирования плавучести. Если ПА построен с целью проведения спасательных или водолазных работ (см. Спасательный подводный аппарат, Водолазный подводный аппарат), то в килевой части легкого корпуса размещаются стыковочные устройства и шлюзовые камеры. В последнее время создаются специализированные ПА с буровыми установками. На некоторых ПА имеются всплывающие рубки для аварийного спасения экипажа. ПА, предназначенные только для доставки аквалангистов (водолазов) в полном снаряжении к месту работ в подводном положении (подводный аппарат-транспортировщик), не имеет прочного корпуса. Применение обитаемых ПА разнообразно: научные исследования, сбор образцов грунта, обследование затонувших объектов, спасение экипажей затонувших подводных судов, доставка водолазов к месту работы с выходом их на глубине или переходом в подводные лаборатории либо монтажные камеры нефтегазовых установок. Скорости ПА 6-12 км/ч. Автономность в основном 8- 12 ч, создаются ПА с автономностью 2-4 недели В настоящее время правила проектирования обитаемых ПА регламентированы многими классификационными обществами мира (Американское бюро судоходства, Германское Ллойд, французское и норвежское Бюро Веритас и др.). Необитаемые ПА - в основном привязные, буксируемые или самоходные, управляемые дистанционно по кабель-тросу с пульта, расположенного на судне-носителе. Двигаются в толще воды или по дну. Оснащены научной и телевизионной аппаратурой, светильниками, системами стабилизации глубины, манипуляторами (при необходимости), а также навигационной системой, связанной с навигационной системой судна-носителя. Самоходные необитаемые ПА имеют движительно-рулевые комплексы. По кабель-тросу осуществляется подача электроэнергии с судна-носителя, а также научная, навигационная и телевизионная связь, необходимая для дистанционного управления. Основные области применения: научно-исследовательские, поисковые работы, простейшие монтажно-демонтажные и ремонтные работы на нефтяных и газовых подводная установках. Автономные необитаемые ПА - дрейфующие или самоходные - управляются автоматически по заданной программе. Могут использоваться в толще воды и на дне в научно-исследовательских целях. Применение их пока незначительно. (См. также Автономный обитаемый подводный аппарат, Буксируемый подводный аппарат, Спортивно-туристский подводный аппарат.)
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +