ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

- A +
Гидроархеология, раздел археологии, изучающий памятники истории и культуры, находящиеся на дне водоемов или под донными отложениями. К ним относятся: недвижимые объекты - поселения, городища и отдельные сооружения, расположенные в прибрежной зоне и затопленные в процессе подъема уровня вод или находящиеся на дне (защитные молы, причальные стенки, устои мостов и т. п.); затонувшие корабли, лодки, плоты, их детали и груз; предметы, не имеющие отношения к судам, но в силу различных причин оказавшиеся на дне. Эти памятники определяют основные направления П.А., существенно отличающиеся друг от друга местом и глубиной расположения исследуемых объектов, методикой исследования и результатами. Затопленные поселения и сооружения обычно обнаруживают в узкой прибрежной зоне морей и внутренних водоемов на глубинах, не превышающих 10 м. Самые древние из известных поселений, затопленные в процессе изменения уровня Мирового океана - неолитические - размещались некогда по берегам озер Европы. Наибольшее количество известных затопленных поселений и городов относится к периоду античности (VII в. до н.э.- V в. н.э.) и находится по берегам Средиземного, Черного и Азовского м. Средневековые поселения (VIII - XIV вв. н. э.) известны в Средиземноморье, на Балтике и Каспии. Остатки кораблей и судов находят на любой глубине, иногда даже на берегу моря или внутреннего водоема под пляжевыми или иловыми наносами, но хорошо сохранившиеся корабли обычно обнаруживают на глубинах свыше 30-40 м, где они не подвергаются воздействию волн. Наибольшее древние корабли, относящиеся к эпохе бронзы, а также большое количество античных судов обнаружены в Средиземноморье. Средневековые суда и суда более позднего времени находят на Балтике, в Средиземном море, Карибском бассейне и в др. местах. Исследование затонувших кораблей, их оборудования и груза позволяет изучать историю кораблестроения и морской торговли, быт моряков. При обследовании затопленных поселений историки получают ценнейший материал для построения кривой изменения уровня моря, реконструкции древней топографии прибрежных поселений и городов. Отдельные случаи подъема груза и оборудования затонувших кораблей и других предметов известны издавна. П.А. как научное направление начала формироваться лишь с кон. XIX в. В 1894 г. при дноуглубительных работах в Феодосийском порту под руководством русского археолога А. Л. Бертье-Делагарда со дна моря было поднято около 4000 сосновых свай, расположенных рядами, образующими прямой угол - вероятно, древнее защитное сооружение вроде мола. В 1900 г. греческие водолазы - собиратели губок обнаружили возле острова Антикитира судно I в. до н. э., груженное мраморными и бронзовыми статуями и др. произведениями искусства (см. "Антикитира"}. Подъем груза производили водолазы-профессионалы под наблюдением археологов. В 1905 г. хранитель Феодосийского музея древностей Л. П. Колли провел в Феодосийском порту первый целенаправленный поиск следов древней культуры. Со дна было поднято 15 больших амфор, сделаны анализы образцов грунта. В 1907 г. возле тунисского поселка Махдия греческие водолазы нашли еще одно античное судно с грузом (мраморными колоннами, капителями, базами, а также статуями, вазами, амфорами). Оно известно как "галера Махдия". В 20-30-е гг. были исследованы 2 древнеримских корабля I в. н. э., затонувшие в оз. Неми, недалеко от Рима (см. Флот озера Неми), а французский археолог А. Пуадебар провел комплексные исследования портовых сооружений древнего финикийского города Тира с применением аэрофотосъемки, подводного фотографирования и др. техническое средств. В 1930 г. советский археолог профессор К.Э. Гриневич предпринял в районе Херсонесского мыса поиски Херсонеса, описанного в Географии Страбона в I в. н. э. Большое значение для развития П.А. в СССР имело предложение профессора Р. А. Орбели о составлении гидроархеологической карты страны. С появлением акваланга, который дал возможность археологам лично участвовать в подводных исследованиях, началось интенсивное развитие П.А., расширился район исследований. Впервые на подводном археологическом объекте акваланг применили Ж. И. Кусто и Ф. Тайе при повторном исследовании "галеры Махдия" (1948). В 1952 г. у небольшого острова Гран Конглуэ в районе Марселя (Франция) под руководством Ж. И. Кусто, его сподвижника Ф. Дюма и профессора Ф. Бенуа начались раскопки корабля III в. до н. э. на глубине 42 м (см. "Гран Конглуэ"). В процессе раскопок было применено много технических новшеств, в т. ч. подводное телевидение, отрабатывалась методика раскопок. С 1957 г. в Стокгольмском порту велись многолетние работы по подъему военного корабля XVII в. "Васа". Его подняли на поверхность, законсервировали и после реставрации выставили для обозрения в специальном музее. Самое древнее судно, поднятое со дна моря, относится к кон. XIII в. до н. э. Оно было обнаружено в 1958 г. возле мыса Гелидонья у юго-западных берегов Турции (см. "Гелидонья"). Его подъем осуществлялся под руководством американского подводного археолога доктора Дж. Ф. Басса. Вместе с 4 др. судами, поднятыми в этом районе, оно хранится в Музее подводной археологии в Бодруме (Турция). С 1962 г. производились работы по подъему бременского ганзейского когга - торгового судна XIV в. Его консервация закончится лишь в 2004 г. С 1967 г. велись работы по подъему англ. военного корабля "Мэри Роуз", погибшего в 1545 г. Сейчас он поднят и находится в сухом доке в ожидании постройки специальную здания музея. Много судов XVI - XVIII вв. находят в бассейне Карибского моря, но, к сожалению, далеко не все они осматриваются археологами. Значительную часть их груза поднимают искатели сокровищ. Исследуются и затопленные города Средиземноморья. Интересные работы проведены Р. Марксом в ушедшем под воду в 1692 г. в результате землетрясения городе Порт-Ройал на Ямайке.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +