ПЛАСТЫРЬ

- A +
Происхождение: от греч. emplastron - мазь, emplasso - замазывать
Судовой аварийный инвентарь, используемый для временной заделки пробоин в корпусе. Различают П. мягкие, полужесткие и жесткие. Мягкие П. изготовляют из парусины водоупорной пропитки, усиленной металлической сеткой (кольчужный П.) или шпигованным матом (шпигованный П.). Их окантовывают ликтросом с заделанным в него 4 коушами по углам или кренгельсами. Шкоты, оттяжки и подкильные концы делают из гибких стальных тросов. Длина шкотов позволяет заделать пробоину в любом месте наружи, обшивки. Заведенный П. плотно прижимают шкотами к отверстию, а затем из затопленного отсека откачивают воду. Разность напоров снаружи и изнутри судна прижимает П. к борту. Вследствие хода судна, волнения, качки такая заделка может быть нарушена. Полужестки е П. имеют гибкий деревянный каркас и мягкую подушку по контуру. Каркас из досок или реек, параллельных друг другу, покрывают парусиной (рейковый П.), а поверх нее иногда нашивают тюфяк из пластырной парусины, набитый смоленой пенькой (тюфячный П.). Поперек досок прикрепляют 2 троса с коушами по концам. Жесткие П. бывают металлическими с прижимным болтом и деревянные с мягкими бортами (наиболее распространены). Деревянные П. сколачивают гвоздями из 2 слоев досок, располагая их взаимно перпендикулярно, а между ними помещают прокладки из водоупорной парусины с припуском на каждую сторону 250-275 мм. для образования мягких бортов. Кромки парусины после обтягивания валиков из просмоленной кудели закрепляют на внутренней поверхности П. гвоздями. В углах П. закрепляют рамы для такелажа. Деревянные П. употребляют для заделки небольших, не превышающих одной шпации пробоин и трещин в корпусе судна.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +