ПЛАСТМАССОВОЕ СУДОСТРОЕНИЕ

- A +
Область судостроения, особенностью которой является применение полимерных, в т. ч. полимерно-композитных материалов (ПКМ), для изготовления корпусов судов и судовых конструкций. ПКМ по сравнению с металлами имеют более высокую удельную прочность, не коррозируют в воде, немагнитны, обладают вибродемпфирующими свойствами, а также высокой электроизоляционной способностью и "прозрачностью" для высокочастотных электромагнитных волн, менее теплопроводны, легко перерабатываются в изделия сложной формы. В отличие от дерева ПКМ не гниют в воде, не разрушаются древоточцами и плесневыми грибками. Недостатки ПКМ - невысокие жесткость и теплостойкость (по сравнению с металлами), способность к накоплению статического электричества, чувствительность к надрезу. Специфической особенность П.С.- возможность одновременного изготовления самого ПКМ и судовой конструкции из него, что с учетом анизотропии свойств ПКМ позволяет производить местное усиление конструкции путем изменения количества материала и направления его укладки. ПКМ получают при отверждении связующего - синтетического материала, армированного изделиями из стекловолокна. В качестве синтетического материала применяют главным образом насыщенные полиэфирные смолы, в качестве изделий из стеклянного волокна - стеклоткани, холсты, жгуты. Основном методы изготовления изделий из ПКМ - контактное формование, прессование и намотка. Наиболее простой метод - контактное формование - заключается в пропитке связующим изделий из стекловолокна, послойно уложенных на форму, и уплотнении полученного пакета. В результате последующего отверждения образуется монолитный высокопрочный ПКМ в виде соответствующей конструкции. Методом контактного формования изготовляют ("формуют") корпуса малотоннажных судов, надстройки и рулевые рубки. Прессование применяют для изготовления материалов с особо высокими прочностными свойствами, используемых главным образом в судовом машиностроении для подшипников дейдвудных труб и рулевых насосов, деталей опорных подшипников валопроводов и сальниковых уплотнений, а также для гребной винтов, деталей иллюминаторов, блоков, коушей, маховиков арматуры и др. Наиболее механизированный способ изготовления судовых конструкций из ПКМ - намотка; осуществляется на специальных станках (типа токарных) путем наматывания непрерывного жгута из стекловолокна, пропитанного связующим, на оправку, имеющую размеры, соответствующие изготовляемой конструкции; в качестве связующего применяют эпоксидные смолы. Методом намотки изготовляют корпуса сосудов, детали судовых систем, мачты для антенн и др. конструкций, имеющих форму тел вращения. Материалы на основе полимеров применяют также в судостроении в качестве клеев, уплотнителей и защитных материалов, мастичных палубных покрытий, для тепло- и звукоизоляции, а также для отделки судовых помещений. Демпфирующую способность полимеров используют при изготовлении на их основном прокладок и фундаментов под двигатели и приборы, являющиеся источником вибрации или звук, колебаний. Вибро-поглошающие полимеры применяют для покрытия отдельных конструкций судов с динамическими принципами поддержания.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +