ПЛАВУЧИЙ КРАН

- A +
Судно технического флота, представляющее собой подъемный кран, установленный на понтоне. Предназначен для погрузочно-разгрузочных, судоподъемных, гидротехническое и др. работ. П.К. бывают морской и речные, самоходные (скорость 5-8 уз) и несамоходные. По конструкции грузоподъемного устройства П.К. делятся на полноповоротные (вращение вокруг вертикальной оси на 360°) и неповоротные (мачтовые, козловые и т. п.), по способу изменения угла наклона и вылета стрелы - с жестким (с помощью винтового механизма) или гибким (с помощью полиспастной система) закреплением стрелы. Крупные П.К. помимо главного гака имеют гаки вспомогательного подъема или стрелы, рассчитанные на поднятие грузов меньшей массы с большой скоростью. На палубе таких кранов оборудуется грузовая площадка для транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Грузоподъемность полноповоротных универсальных П.К., занятых на массовых погрузочно-разгрузочных работах, достигает 500-600 т. полезный вылет стрелы (от борта или транца) 25-30 м. высота подъема главного гака (от уровня воды) до 60 м (отечественный П.К. "Богатырь" имеет грузоподъемность 500 т при высоте подъема 45 м). У полноповоротных кранов, предназначенных для монтажа стационарных оснований на морской промыслах нефти и газа, и неповоротных тяжелых кранов, участвующих в специальных работах, грузоподъемность, вылет и высота подъема гака достигают соответственно 2500-3000 т. 30-35 м. и 100-110 м. Речные самоходные П.К. имеют грузоподъемность от 5 до 16 т. при вылете стрелы до 30 м. Грузоподъемность речных несамоходных П.К. достигает 150 т. На П.К. используются в основном дизель-электрека, реже дизельные ЭУ. В качестве движителей на самоходных П.К. применяются гребные винты, крыльчатые движители, винтовые движительно-рулевые колонки.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +