ПЛАВУЧИЙ ДОК

- A +
Происхождение: от англ. dock - бассейн
Судно технического флота, предназначенное для подъема из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду. Состоит из понтона, который разделен продольными и поперечными переборками на балластные отсеки. В понтоне располагаются балластные насосы. При приеме (откачке) забортной воды в эти отсеки понтон погружается (всплывает из воды). Для обеспечения остойчивости понтона в подводная положении вдоль длинной стороны понтона имеются водоизмещающие башни (стены) такой высоты, что при погружении понтона верх, часть башен остается над водой. На палубе понтона – стапель палубе оборудуются доковые опорные устройства (ДОУ) для установки судна, верхняя поверхность которых соответствует обводам судна. После погружения П.Д. в воду на достаточную глубину судно с помощью швартовочных и специальных устройств, находящихся на верхней палубе дока – топ палубе, вводится между башнями дока и устанавливается над ДОУ. При откачке воды из балластных отсеков П.Д. начинает всплывать до соприкосновения ДОУ с днищем судна. Избыточная плавучесть системы док - судно, получаемая за счет откачки воды из балластных отсеков дока, позволяет достичь положения, при котором полностью осушаются подводная часть судна и стапель-палуба П.Д. Для более удобного доступа к судну некоторые П.Д. имеют только одну башню. Остойчивость П.Д. при погружении в этом случае обеспечивается поплавками, шарнирно соединенными с башней. Имеются П.Д. без башен - докотопонтоны; их остойчивость при погружении обеспечивается др. П.Д. Существуют комплексы - докотоматки, состоящие из несколько докотопонтонов и одного П.Д. Для суровых климатических условий создаются доки-эллинги, имеющие крышу и закрытия с торцов. На некоторых П.Д. башни в одной из оконечностей соединяются водонепроницаемой переборкой, а в др. предусматривается съемное водонепроницаемое закрытие, которое открывается на момент ввода судна и закрывается перед всплытием П.Д. Вода при этом откачивается не только из балластных отсеков, но и из образовавшейся между башнями камеры. Такие доки называют П.Д. с доковой камерой. По назначению различают 3 типа П.Д. ремонтные, имеющие развитые средства механизации для ремонтных работ, сварочное и газорезательное оборудование, устройства для очистки и окраски наружи, поверхности судна; передаточные П.Д., служащие для спуска судна на воду с горизонтального стапеля; транспортные П.Д., предназначенные для транспортировки судов и др. плавучих сооружений через акватории с ограничениями по осадке или по мореходным условиям, имеющие упрощенные обводы, рулевые устройства или средства активного управления. Ремонт П.Д. осуществляют методом самодокования. Наибольшее распространение этот метод ремонта получил для П.Д., у которых понтон состоит из отдельных частей (количество таких частей-понтонов - от 4 до 10, ширина каждой равна ширине дока, а длина меньше ширины стапель-палубы). Самодокование проводят поочередным отсоединением этих понтонов от башен и их докованием в этом же доке аналогично докованию судна. Существуют П.Д., называемые секционными, у которых не только понтон, но и башни выполнены по длине из отдельных секций. Разновидностью секционных доков являются 3-секционные П.Д. Концевые секции дока такого типа имеют ширину большую, чем средняя секция. Соврем. П.Д. имеют комплекс устройств для механизации докования, систем дистанционного управления и контроля, обладают разной автономностью и степенью обитаемости. Грузоподъемность П.Д. достигает 100 тыс. т. длина 300 м, ширина стапель-палубы 60 м. Масса П.Д. с доковой камерой на 30-40% меньше, чем у обычных доков равной грузоподъемности. В зависимости от размеров камеры масса П.Д. с 2 башнями составляет 1-0,4 массы докуемого судна. Чем больше грузоподъемность, тем меньше это отношение.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +