ПАРУС

- A +
Движитель, предназначенный для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани, укрепленное на деталях рангоута, которое ставится поперек судна (прямой П.) или вдоль него (косой П.). К П. также относятся аэродинамические и эквивалентные им жесткие оболочки (см. Парус-крыло). Впервые П. появился 5-6 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, несколько позже и независимо - в Китае, Восточной Азии, Океании и Южной Америке. Вначале это был один прямой П., укрепленный на съемной мачте. Дополнительные к основному П. появились на римских кораблях во II - I вв. до н. э. Относительно малого размера прямой П.- артемон стали укреплять на короткой, сильно наклоненной вперед носовой мачте, со временем превратившейся в бушприт. Пространство между топом (верхней частью) мачты и ноками (оконечностями) рея стали заполнять двумя небольшими треугольными П. Использование дополнительных парусов, в особенности артемона, расширило возможности управления судном, доступным стало хождение не только при попутных, но и при боковых ветрах. Большие возможности следовать острыми к ветру курсами дали косые, первоначально латинские П., изобретенные египтянами или пришедшие с Востока в IV в. н. э. Треугольные П., растянутые длинной передней шкаториной по сильно наклоненному вперед рею, позволили судам галсами подниматься "на ветер", т. е. фактически ходить против ветра. Для увеличения площади парусности при слабых ветрах в XIV в. были введены бонеты: куски парусины, которые при необходимости пришнуровывались к нижней шкаторинам основной П. Впоследствии они вошли в общий покрой, и возникла система рифления П., позволявшая уменьшать их площадь при усилении ветра. В XV в. появился еще один П.- марсель, поднимаемый над основными П. В конце XV в. ввели в употребление блинд - П., располагавшийся под бушпритом и во многом повторявший забытый к тому времени артемон. В XVII-XVIII вв. на крупных парусных судах стали использовать косые паруса бушприта (стаксели и кливера), отказавшись от менее удобного блинда. В конце XVII в. изобрели лиселя - выдвижные дополнительные П., наращивающие прямые основные П. по бокам. В XVIII в. утвердились брамсели и бом-брамсели - прямые П., располагаемые выше основного П. и марселя. В XIX в. к ним прибавились располагаемые еще выше трюмсели и мунсели, а затем чрезмерной величины марсели и брамсели были разделены на верхние и нижние. В конце XIX в. впервые применена разрезная бизань - разделенный по высоте трисель. В начале XX в. в практику введено множество изобретений, позволивших облегчить управление парусами и их обслуживание: механическое рифление прямого П. (наматывание на вращающийся рей), брасовые лебедки для брасопки реев (поворота их в горизонтальные плоскости), самотормозящиеся лебедки для подъема и спуска подвижных реев. П. современных судов и яхт весьма разнообразны по размерам и конструкции. Простейшим является прямой П. в форме равнобокой трапеции, который верхней шкаториной крепится к горизонтальному рею, соединенному своей серединой с мачтой. Этот П. пригоден в основном для движения полными курсами, т. к. его наветренная шкаторина не обладает достаточной жесткостью, чтобы привести судно к ветру круче 60-70°. Косые П. (треугольные или неправильной формы четырехугольные) в отличие от прямого располагаются на наклонном рее несимметрично относительно мачты. К ним относятся следующие П.: рейковый, или люгерный, П. появился в средние века как результат усовершенствования прямого четырехугольного П. Галсовый угол (нижний передний) первоначально крепился у форштевня судна; П. всегда располагался с подветренной стороны мачты. При перемене галса шкот отдавали и П. с рейком переносили на другую сторону мачты. Соврем, вариант этого П.- балансирный рейковый П., у которого галсовый угол крепится к мачте или на пятке гика. Дальнейшим усовершенствованием рейкового П. стал г у а р и, у которого гафель почти параллелен мачте и является как бы ее продолжением. По 3 шкаторинам он пришнуровывается к рангоуту. Обладает хорошими лавировочными качествами. Короткий рангоут легко размещается в лодке, поэтому гуари часто оснащают парусно-гребные суда, где паруса используются эпизодически. Гафельный П.- другой результат усовершенствования рейкового. Отличается низким расположением центра парусности, хорошей тягой на полных курсах, однако недостаточно эффективен при лавировке. Латинский П. применялся в основном на остроносых средиземноморских судах и на лодках с аутригером, распространенных на островах Тихого океана Благодаря длинному наклонному рею, к которому пришнуровывается П., на нем появляется направленная вверх составляющая аэродинамической силы, исключающая притапливание носа. Мачта обычно короткая, сильно наклонена вперед. Латинский П. малоэффективен на острых к ветру курсах. Четырехугольный шпринтовый П. крепится одной шкаториной к мачте и растягивается по диагонали рейком - шпринтовом. Получил распространение на рыбацких судах в районах с частыми порывами ветра, т. к. для быстрого уменьшения площади П. достаточно освободить шпринтов от крепления на мачте. Шпринтовый П. всегда остается на мачте и на стоянке пришнуровывается к ней вместе со шпринтовом. Бермудский П. получил наибольшее распространение с 20-х гг. XX в. Обладает высокими аэродинам, качествами, позволяющими судну идти круто к ветру (до 30°). По передней и нижней шкаторинам крепится к рангоуту при помощи ликпаза или ползунов, скользящих по рельсам. Форма задней шкаторины поддерживается латами. На быстроходных судах типа катамаранов и тримаранов применяют П. со сквозными латами, которые обеспечивают его жесткость и неизменность профиля. У прямых П. различают лицевую, обращенную к ветру, и изнаночную стороны, у косых - только правую и левую. Прямые П. "ставятся" и "убираются", косые - "поднимаются" и "спускаются". В качестве дополнительных на спорт, яхтах применяют П. спец. типов: блуперы, спинакеры, ричеры, генуи и другой, раскрой и конструкцией которых отличаются от основных. П. сшивают из отдельных полотнищ, расположение которых зависит от характера нагружения П. и системы его раскрепления (обычно их ориентируют по линии наибольших растягивающих усилий). Для того чтобы ткань не деформировалась при больших нагрузках, полотнище любого П. усиливают нашивными полосами: бантами (горизонтальными), боутами (вертикальными или наклонными, предохраняющими П. от проходящих рядом снастей), стоплатами (по углам П. и в местах прилегания П. к рангоуту). На небольших П. вдоль полотнища зашивают 1-2 складки - фальшшвы. По кромкам П. обликован - укреплен растительным (косые П.- по всем шкаторинам, прямые - по верхней) или гибким стальным (боковые и нижние шкаторины прямых П.) ликтросом. П. небольших размеров ликуют только по шкаторинам, которые крепятся к рангоуту и штагам, свободные шкаторины усиливают накладными полосами или подгибом кромки в 2-3 слоя. Отдельно на П. нашивают риф-банты - накладные полосы, усиливающие риф-гаты (отверстия для взятия рифов). Для крепления П. к деталям рангоута по соответствующим шкаторинам располагают люверсы (отверстия), обшитые парусными нитками или отделанные медными кольцами (кренгельсами). Люверсы располагают также и в углах П. для крепления снастей бегучего такелажа. В заднюю шкаторину косых П. иногда вшивают булинь для регулирования ее натяжения. Выпуклая форма соврем. П. ("пузо паруса") придается серповидностью шкаторин, использованием закладок (сужением полотнищ по направлению к передней и нижней шкаторинам), а также специальным профилированием отдельных полотнищ по кромкам.
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +