ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА

- A +
мера принудит. имущественного воздействия, применяемая к мор. перевозчику, нарушившему правила или договорные условия перевозки. Ответственность перевозчика может быть различной по условиям, характеру, форме и объему. Перевозчик отвечает по нормам трансп. законодательства за невыполнение плановых или договорных обязательств перед грузоотправителями (по Договору морской перевозки груза) либо перед пассажирами (но Договору морской перевозки пассажира и его багажа). Ответственность перевозчика выражается либо во взыскании штрафа (за невыполнение плана перевозок, задержку трансп. средств под погрузкой или выгрузкой сверх установленных сроков, за несвоеврем. доставку грузов и др.), либо в возмещении убытков. При утрате и недостаче груза ответственность перевозчика измеряется действит. стоимостью утрач. или недостающего груза, а за его повреждение — суммой, на к-рую снизилась его стоимость. За невыполнение плановых обязательств перевозчик отвечает независимо от вины. Основанием для освобождения его от ответственности являются только обстоятельства, указанные в законе. При этом действует принцип предполагаемой вины перевозчика и допускается ее опровержение. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств произошло по вине обеих сторон договора, суд, арбитраж или третейский суд вправе уменьшить размер ответственности перевозчика. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранную доставку груза, происшедшую из-за навиг. ошибки. По законодательству СССР ответственность перевозчика нормируется в безусловном порядке. Всякие согл., имеющие целью изменить или устранить ответственность перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя, считаются недействительными, и любые отметки об этом в документах перевозки, не предусмотренные ее правилами, не имеют силы. Трансп. законодательство предусматривает для перевозчика принцип ограничения ответственности. Установлены макс. пределы ответственности перевозчика. Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение дог. перевозки. При перевозке груза в заграничном сообщении по коносаменту, если стоимость груза не была объявлена или включена в коносамент, возмещение за утраченное или поврежденное место или обычную единицу груза не может превышать 250 руб. Общий предел ответственности перевозчика не должен превышать суммы, равной произведению 20 руб. на число регистровых тонн валовой вместимости судна. Применительно к междунар. перевозкам Конвенция ООН о мор. перевозке грузов 1978 г. установила предел ответственности перевозчика за несохранную доставку груза в сумме, эквивалентной 835 расчетным единицам за место, или др. единицу отгрузки либо 2,5 таких единиц за 1 кг массы брутто утрач. или поврежд. груза в зависимости от того, какая сумма выше. Предел Ответственности перевозчика ограничивается также во времени. По КТМ СССР ответственность перевозчика продолжается с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи, по Междунар. конвенции об унификации нек-рых правил о коносаменте — с момента погрузки до его выгрузки с судна. От утраты груза необходимо отличать несвоеврем. его доставку. При нарушении сроков доставки перевозчик уплачивает получателю штраф в виде процента от провозных платежей с учетом продолжительности задержки. Конвенция ООН 1978 г. предусматривает ответственность перевозчика за убытки от несвоеврем. доставки в пределах уплач. фрахта. Перевозчик не несет ответственности за ядерный ущерб, если в силу спец. предписаний такая ответственность возлагается на оператора ядерной уст-ки или др. лицо.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей.
  2. Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +