ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТКЛОНЕНИЕ СУДНА ОТ КУРСА

- A +
возмещение перевозчиком грузовладельцу имущеетв, ущерба, причиненного девиацией. В законодательстве разл. стран ответственность определена более или менее одинаково, т. к. большинство стран восприняло Гаагские правила коносаментных пepeвoзок 1924 г. Вместе с тем трактовка отклонения от согласованного или обычного курса в начале в амер., а затем в англ. коммерч. практике и доктрине претерпела нек-рые изменения. В настоящее время стали различать девиацию по курсу, по месту погрузки и во времени. Девиация по курсу тождественна девиации в традиционном смысле слова и охватывает не только собственно отклонения от курса, но и, напр., заход в промежуточный порт, не предусмотренный согл. сторон. Девиация по месту погрузки - когда груз, подлежащий по условиям коносамента перевозке в трюме, размещается в действительности на палубе судна. Девиация во времени выражается в том, что судно идет медленнее, чем обычно. Отклонение судна от курса и связанная с этим несвоевременность доставки груза могут явиться причиной его порчи. В этом случае перевозчик обязан кроме возмещения ущерба, причиненного порчей груза, уплатить штраф за просрочку в его доставке, предусмотренный законом или договором. Общей предпосылкой ответственности за девиацию является вина. Во всех случаях отклонения судна от обычного пути следования, когда девиация не вызвана причинами, предусмотренными законом либо дог., она рассматривается как нарушение судовладельцем принятых на себя обязательств, за что он несет ответственность перед фрахтователем. По сов. законодательству не считается нарушением дог, перевозки всякое отклонение судна от намеченного пути в целях спасания на море людей, судов и грузов, а также иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика. В законе не содержится определение понятия „намеченный путь", но оговорена необходимость доказывания того, что отклонение от курса, даже разумное в данный момент, не было вызвано неправильными действиями перевозчика. Это правило относится к любым последствиям ненадлежащего выполнения дог. перевозки, вызванного отклонением судна от намеченного пути. В соврем, практике применяется коносаментная оговорка о девиации, согласно к-рой перевозчик освобождается от последствий любой девиации. Однако предоставление перевозчику полной свободы в установлении курса никак не согласуется с защитой интересов грузовладельцев, гарантированных Гаагскими правилами. Поэтому в практике торгового мореплавания смысл подобной оговорки толкуется так, что перевозчику не дается право для внесения принципиальных изменений в намеч. курсе, к-рые не могли бы быть учтены фрахтователем при заключении дог. перевозки. „Разумность", „обоснованность" отклонений понимаются так, что они не должны быть продиктованы исключительно интересами одной стороны - перевозчика. По законодательству СССР „разумность" и „обоснованность" рассматриваются с учетом соотв. статей КТМ СССР. Спасание людей на море повсеместно рассматривается как обязанность капитана. Следовательно, совершение такой акции не нарушает дог. перевозки. Иное дело — спасание имущества, предпринятое судовладельцем с целью получения вознаграждения. Освобождение перевозчика от ответственности за ущерб, причиненный грузу в результате проведения спасат. операций, единств, целью к-рых было спасание имущества третьих лиц, должно соответствовать условиям договора.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Значение словосочетания "Ответственность за отклонение судна от курса" в других словарях
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +